В историческом здании Санкт-Петербургской Духовной Академии освящено временное помещение для храма Двенадцати апостолов

В историческом здании Духовной Академии освящено временное помещение для храма Двенадцати апостолов

21 мая 2016 года, накануне Недели о расслабленном и дня перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари, в академических храмах Санкт-Петербургской Духовной Академии было совершено всенощное бдение. Перед началом праздничного богослужения в историческом здании Академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил малое освящение временного храма Двенадцати апостолов.

В историческом здании Духовной Академии освящено временное помещение для храма Двенадцати апостолов

В связи с аварийным состоянием перекрытий по благословению владыки ректора храм был перемещен в безопасное место до тех пор, пока в историческом храмовом помещении не будут проведены соответствующие ремонтные работы по замене аварийно-опасных перекрытий.

В историческом здании Духовной Академии освящено временное помещение для храма Двенадцати апостоловЗа всенощным бдением в новом уютном храме архиепископу Амвросию сослужили: иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев) и Кирилл (Порубаев); диаконы Герман Ранне и Иоанн Никитин.

В историческом здании Духовной Академии освящено временное помещение для храма Двенадцати апостолов

За богослужением пел женский хор под управлением Лидии Масловой.

Шестопсалмие по традиции прочитал ставленник – студент 3 курса бакалавриата Духовной Академии чтец Антоний Копаев, который завтра будет рукоположен в сан диакона.

В историческом здании Духовной Академии освящено временное помещение для храма Двенадцати апостолов

В конце богослужения владыка ректор совершил малое освещение нового помещения домового храма Двенадцати апостолов и поздравил молящихся с праздником:

«Сегодня мы совершили  освящение временного домового храма в честь Двенадцати апостолов. Вы знаете, что нам пришлось закрыть историческое помещение храма в связи с аварийностью перекрытия над ним. Буквально несколько дней назад КГИОП согласовал наш проект по восстановлению исторического здания духовной академии, хотя нашей задачей по-прежнему остается поиск необходимых немалых средств и людей, которые смогут осуществить капитальный ремонт. Ничего не бывает без Промысла Божия. Мы временно перешли сюда, в это уютное помещение, которое в будущем планируется сделать залом заседаний Ученого совета. Надеюсь, что молитва, которая будет совершаться здесь, будет впоследствии помогать ученым мужам принимать мудрые и правильные решения».

В историческом здании Духовной Академии освящено временное помещение для храма Двенадцати апостолов

В храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова богослужение совершили: иеромонах Геннадий (Поляков), священники Андрей Парафенюк и Александр Кузнецов; иеромонах Лука (Пронских); священник Александр Юй и иеромонах Филипп (Балиниу); протодиакон Кирилл Журавлев; иеродиаконы Алексий (Дурнев) и Владимир (Палибрк); диакон Сергий Макаров.

В историческом здании Духовной Академии освящено временное помещение для храма Двенадцати апостолов

За богослужением пели мужской хор под управлением студента бакалавриата Мартина Ковалева и смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной).

Перед чтением кафизм на утрене магистрант I курса Церковно-практического отделения Иоанн Гвоздий произнес проповедь.

Неделя о расслабленном

Четвертая неделя по Пасхе носит название Недели о расслабленном. В эти дни Святая Церковь вспоминает евангельские события, произошедшие до страданий, смерти и воскресения Господа Иисуса Христа.

Евангелие от Иоанна, описывая данные события, говорит о том, что Христос, спустившись к целительной купели Вифезда, находит там больного, страдающего параличом. Долгих тридцать восемь лет несчастный напрасно ждал, что кто-нибудь из людей, сжалившись над его страданиями, поможет ему первым окунуться в возмущенную ангелом воду купели, чтобы получить исцеление. И милосердный Господь исцеляет страдальца.

Слова Господа с невероятной легкостью делают чудо. «Встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел…» – слышим мы в Евангелии.

В стихирах на стиховне Великой вечерни Святая Церковь предлагает нам проникновенные по смыслу слова, раскрывающие смысл евангельского отрывка о расслабленном: «В притворе Соломонове, тамо слежаше множество немощствующих, и преполовившуся празднику, обрете Христос тридесять осмь лет разслаблена лежаща, Владычним гласом глаголет к нему: хощеши ли здрав быти? Немощствуяй отвещаваше: Господи, человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель. Он же глаголет к нему: возми одр твой, и ходи: се здрав был еси, ктому не согрешай. Богородицы молитвами низпосли нам велию милость».

Заканчивается евангельское чтение глубочайшими по смыслу, назидательными словами, которые относятся к каждому живущему человеку. «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая

Празднуемое сегодня событие перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в город Бари не одинаково почитается и принимается в Поместных православных церквях, этот праздник отсылает нас к далекой истории.

В 1087 году купцы из Бари и Венеции отправились в Антиохию для торговли. И те, и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая, почитавшегося как Восточной, так и Западной Церковью, и перевезти их в Италию. В то время Антиохия была частично оккупирована мусульманскими племенами, а сами Миры несколько раз подвергались угрозе захвата. Поэтому итальянцы посчитали необходимым предпринять перенесение святых мощей не только для того, чтобы получить святыню для своей родины, но и чтобы спасти ее от поругания и осквернения. В намерении заполучить святые мощи жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи.

Рассказ этот воодушевил незваных гостей; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. Разбив крышку, они увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Это произошло 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей святителя. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением праздника 9 мая (ст. стиль). Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Скорее всего, весть и почитание события перенесения мощей святителя пришло нам от греков, населявших колонии в Италии.

По материалам сайта Православие.ru

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 21.05.2016 | Просмотров: 517 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter