В храме Духовной академии прошли богослужения Рождественского сочельника

В храме Духовной академии прошли богослужения Рождественского сочельника

5-6 января 2014 года в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской православной духовной академии совершены богослужения Навечерия праздника Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа (Рождественского сочельника).

5 января в Навечерие Рождества Христова и память святой мученицы Евгении вечернее богослужение – вечерню, малое повечерие с каноном и утреню – совершил священник Глеб Санюк в сослужении протодиакона Кирилла Журавлева и диакона Владимира Первушина-фон-Дитц. Канон предпразднства Рождества Христова «Волною морскою» 6-го гласа на малом повечерии и канон на утрени прочел ректор Духовной академии епископ Петергофский Амвросий.

В Рождественский сочельник в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Амвросий в сослужении духовенства академического храма совершил последование Царских часов, которое включает чтение 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа с особыми псалмами, пением тропарей, паремиями, чтением Евангелия и Апостола. После окончания Царских часов и изобразительных владыка совершил вечерню праздника Рождества Христова в соединении с Божественной литургией святителя Василия Великого.

Преосвященнейшему владыке сослужили: иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк, Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне и Владимир Первушин-фон-Дитц.

Великой вечерней и Божественной литургией в Рождественский сочельник Святая Церковь начинает торжество в память пришествия в мир Спасителя: по окончании Литургии перед украшенной свечой й были пропеты тропарь и кондак Рождества Христова.

В своем слове владыка Амвросий поздравил всех с наступающим праздником:

«Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с преддверием великого праздника Рождества Христова!

Бог крепок, Властитель, Начальник мира, верю, преодолеет все те нестроения и отсутствие мира, которые в наше время посещают нашу Землю. Во многих местах христиане находятся в гонениях, разрушаются церкви, люди погибают за имя Христа. Но мы верим, что также, как и тогда, когда во дни Ирода были избиты невинные младенцы, вопреки злобе и беззаконию воссияло торжество правды Христовой.

Ныне и всегда над нашим миром будет всегда сиять Вифлеемская звезда, а свет Истины никогда не умалится, несмотря ни на какие козни врага рода человеческого».

Сегодня в 17:00 в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Амвросий совершит всенощное бдение праздника Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а в 23:00 начнутся часы и Божественная литургия. Завтра, в 17:00 в домовом храме Двенадцати апостолов исторического здания Санкт-Петербургской духовной академии будет совершена Великая вечерня. 8 января в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Амвросий совершит Божественную литургию. Начало Литургии – 9:30.

«Изумись в трепете, небо, и да потрясутся основания земли; ибо пеленами повивается все Носящий дланию и в тесных яслях странным образом приемлется; Его отроки благословите, священники воспойте, люди превозносите во вся веки.»

(ирмос 8 песни канона предпразднества на малом повечерии)

Навечерие Рождества Христова – Рождественский сочельник – день особого, трепетного ожидания великого торжества. Своей продолжительностью, содержанием молитвословий и чтений, богослужения Рождественского сочельника не только подготавливают нас ко встрече с пришедшим в мир Спасителем, но в каком то смысле передают нам чувства тех людей, которые на протяжении долгих тысячелетий, страдая под гнетом прародительского преступления, ожидали своего Освободителя. Его ожидали праведники, о Нем возвещали пророки, но лишь тогда, когда вся земля склонилась к ногам римского императора, Бог пришел в мир. Империи Августа, включавшей тогда весь цивилизованный мир, как бы в противопоставление явилось нисшедшее на землю Царство Божественной любви, в которое будут призваны все без исключения. В правовом Римском государстве, являвшемся на тот момент воплощением принципов человеческой справедливости, тем не менее, это не исключало неравноправие и насилие. Тогда, до пришествия в мир Спасителя, ни личное достоинство человека, ни даже его жизнь не имели никакой ценности. И вот, с непостижимой высоты Своего могущества Бог приходит на землю, но не как Царь и Владыка, но в смиренном «рабском облике», не противясь, не нарушая ни одного закона, установленного человеческим произволом, ясно показывая нам, что в Его Царстве нет никакого неравенства, и каждый по праву имеет одинаковое достоинство перед лицом самого Владыки Неба и Земли. Пройдет еще тридцать лет, и через проповедь Божественного учителя весь мир узнает о совершенно иных ценностях, о законах Нового Царства, Царства вечного счастья и любви. Сегодня Святая Церковь, радуясь и ликуя о грядущем избавлении человечества, вновь и вновь приготавливает наши сердца к принятию этого Царства, призывает нас к нему, запечатлевая антиномию двух империй в замечательном памятнике византийского литургического творчества – стихире, которую сегодня мы поем на Великой вечерни праздника Рождества: «Когда Август стал единовластным на земле, прекратилось многовластие среди людей; и с Твоим вочеловечением от Девы чистой идольское многобожие упразднилось. Одному мирскому царству подчинились страны, и в единое владычество Божества племена уверовали. Переписаны были народы по указу Кесаря, записались и мы, верные, во имя Божества – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!».

Богослужения отличаются особой торжественностью. Царские часы, совершаемые перед рождественской вечерней при открытых Царских вратах, называются так от византийского обычая обязательного присутствия на них Императора. Впоследствии этот обычай вошел и в богослужебную жизнь Русской Церкви. Интересно отметить, что чин богослужения праздника Рождества Христова совершенно одинаков с богослужениями праздника Крещения Господня. Это объясняется тем, что в Древней церкви праздник Богоявления – Рождество и Крещение Господа нашего Иисуса Христа, совершался в один день.

Народное же название Навечерия Рождества Христова – Рождественский сочельник, происходит от благочестивой традиции строгого поста в этот день. Лишь после появления на ночном небе первой звезды верующие позволяли себе принять в пищу сочиво – постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. В Санкт-Петербургской православной духовной академии существует замечательная традиция: ужин при свечах перед праздничным всенощным бдением. Ректор, сотрудники и студенты академии спускаются в трапезную, где при погашенном электрическом свете и горящих свечах вместе ужинают под тихое пение рождественских кантов. Еда – самая простая,  но обязательно – рождественская кутья, сладости.

Пресс-служба СПбПДА


Опубликовано 06.01.2014 | Просмотров: 118 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter