Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров прошла в академических храмах

Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров прошла в академических храмах

Накануне, 26 апреля, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова были совершены службы – великое повечерие, чинопоследование которого совершил иеромонах Феодосий (Желновачев) и утреня, которую возглавил иеромонах Сергий (Иванов). Трипеснцы на повечерии и утрени прочитал ректор Академии архиепископ Амвросий.

Богослужебный день Великой среды начался совершением часов с чтением Евангелия от Иоанна, за ними последовал чин изобразительных.
Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров прошла в академических храмах

Особой глубиной наполнено последнее в Великом Посту последование Преждеосвященной Литургии. Евангельское чтение на Литургии вновь прославляет поступок грешницы и заканчивается словами о том, как Иуда пошел к первосвященникам и сказал: «Что дадите мне, и я вам предам Его?». Они предложили ему тридцать сребренников, и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Последнюю в этом году Божественную Литургию Преждеосвященных Даров 27 апреля 2016 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил архиепископ Амвросий. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров); священники Глеб Санюк, Александр (Зиновкин), клирик храма Петра Московского в Санкт-Петербурге; иеромонахи Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев), Кирилл (Порубаев); протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Герман Ранне; иеродиакон Владимир (Палибрк); диакон Антоний Афанасьев.

Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров прошла в академических храмах

После чтения Евангелия на Литургии с проповедью к молящимся обратился учащийся III курса аспирантуры чтец Максим Суворов.

На богослужении пели хоры Академии: мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой.

Трио «Да исправится молитва моя…» было исполнено студентом 4 курса бакалавриата Марком Качанкиным, студентом 3 курса бакалавриата Михаилом Розвадовским, студентом II курса магистратуры Андреем Бондаревым в сопровождении мужского хора Духовной Академии.

Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров прошла в академических храмах

По окончании богослужения на амвоне храма архиепископ Амвросий последний раз в году прочитал молитву преподобного Ефрема Сирина. «Аминь» после молитвы мужской хор Академии исполнил уже обычным напевом – великопостный распев зазвучит под сводами академического храма только в Прощеное воскресение в следующем году…

После многолетия владыка ректор обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«В Великую Среду, по окончании последней в этом году литургии Преждеосвященных Даров, мы обычно совершаем чинопоследование исповеди для всех, кто будет завтра причащаться Святых Христовых Таин.

Замечательно, что в традицию нашей Духовной школы, как и в традицию всей Русской Церкви, вошло регулярное причащение Святых Тела и Крови Христовых. Еще несколько лет назад подобная практика нечасто встречалась в храмах и монастырях нашей Церкви, в которой, к сожалению, сохранялась дореволюционная частота причащения православных христиан, искусственно удалявших себя от Святой Евхаристической Чаши.

Сегодня мы совершим молитву о тех, кто будет приступать к Таинству исповеди и причащаться Святых Христовых Таин. Мне хотелось бы предостеречь вас от двух моментов.

О первом из них упоминается в чинопоследовании Таинства исповеди: ничего не скрывайте от своих духовников: «Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо сему, понеже бо пришел еси во врачебницу да не неисцилен отъыдеши». Второе, я хочу напомнить о том, что исповедь – это мощное пламя, в котором сгорают любые грехи, какими бы постыдными и страшными они ни казались. Именно поэтому нельзя тушить это пламя самооправданием. Нередко мы хотим умалить свой грех, завуалировать его, сказать, что согрешают все, поэтому грешен и я. Но нужно говорить о том, что есть на сердце и что есть в жизни лично у меня. Тогда очистительное пламя Таинства разгорится до той степени, что все наши грехи, все неудачи и жизненные ошибки, все наши преступления против Творца неба и земли, все предательства наши будут сожжены.

Вновь и вновь помолимся о том, чтобы Господь соделал прошедшую Четыредесятницу и еще продолжающуюся Страстную Седмицу тем спасительным поприщем, которые привели бы нас к новым открытиям тайны Христова Воскресения, дабы в ту светоносную ночь мы бы смогли соприкоснуться с  ней и быть сопричастными Воскресению Христову и готовыми к грядущему собственному воскресению».

Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров прошла в академических храмах

По академической традиции по окончании Литургии в Великую среду в академическом храме совершается общая исповедь, так как на следующий день, в Великий Четверг, когда Святая Церковь вспоминает Тайную Вечерю и установление Таинства Евхаристии, всем верующим надлежит причащаться Святых Христовых Таин. Молитву перед исповедью прочитал владыка ректор.
Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров прошла в академических храмах

В Успенском храме Литургию Преждеосвященных Даров совершил иеромонах Сергий (Иванов) в сослужении иеромонахов Луки (Пронских) и Филиппа (Балиниу); иеродиакона Алексия (Дурнева) и диакона Сергия Макарова.

Последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров прошла в академических храмах

Сегодня вечером в академическом храме будут совершены великое повечерие и утреня Великого Четверга, начало богослужения в 17.00. Завтра будут совершены часы, изобразительны и вечерня в соединении с Литургией святителя Василия Великого. Начало в 8.30.

Сегодня в течение всего дня, до начала вечернего богослужения, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается чин Исповеди.

«Простерла блудница власы к Тебе, Владыко, простер и Иуда свои руки беззаконным…»

Сегодня, в Великую Среду, нашему духовному взору предстают характеры двух людей, два образа человечества: блудница, помазавшая Господа миром, и Иуда. В лице Иуды все человеческое, земное, плотское и грешное приговорило своего Творца к смерти. В связи с этим возникает вопрос: неужели это все, что человек может сказать о Христе? Неужели мы готовы бросить в Лицо нашего Спасителя тридцать монет лишь бы только Он отстал от нас? Неужели человек хуже дьявола?

Жалок и ничтожен человек, попирающий все святое, влюбленный в самого себя, ищущий упокоения в новейших достижениях науки и техники, желающий только того, чтобы его обслуживали, сам же не готовый к служению и самопожертвованию. Он сам роет себе могилу, готовит себе грандиозный, достойный слез, а не рукоплесканий, напичканный электроникой мавзолей из стекла и бетона.

В таком страшном и мрачном свете предстает человечество перед нашим взором в лице Иуды. Но вот совершенно иная картина: женщина, покрытая позором со стороны мира, ведущая отвратительнейший образ жизни, приходит к своему Творцу и Спасителю и плачет перед Ним, оплакивает свои грехи, оплакивает свой позор, свою ничтожность и тратит немалые средства, чтобы купить благовонное миро и омыть слезами и умастить миром ноги своего Спасителя.

«Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас», – поется в одной из сегодняшних стихир. Перед нами предстают картины противоположные: там – предательство, здесь – уход от греха к любви. Она радуется, тратя драгоценное миро, а он спешит продать Бесценного. Она познает своего Владыку, а он отдаляется от Владыки. Она получает свободу, а Иуда становится рабом врага.

Страшно. Человек, видевший столько и знавший так много, оказался предателем. Женщина, всю жизни проведшая в беззакониях и в грехе оказывается чувствительнее приближенного ученика, видит Божество в стоящем перед ней Человеке. Поэтому она получает прощение и спасение.

«Жалкая доля Иуды – видел он блудницу, целующую стопы и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростью связан, нося вместо мира смердящую злобу, ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О, жалкая доля Иуды! От нее избавь Боже, души наши» (Стихира на хвалитех утрени Великой Среды).

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 27.04.2016 | Просмотров: 383 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter