Накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы в академическом храме совершено торжественное всенощное бдение

vecher_s

20 сентября 2013 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий возглавил служение праздничного всенощного бдения в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. За богослужением несколько студентов академии пострижены во чтецов.

Его Преосвященству сослужили архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе СПбПДА протоиерей Виталий Грищук, священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов); протодиакон Кирилл Журавлёв, диаконы Гермна Ранне и Глеб Седов. Чин исповеди совершал духовник академии, протоиерей Вячеслав Харин.

Проповедь на утрени произнес магистрант II курса церковно-исторического отделения Павел Яковлев.

Перед чтением первого часа епископ Амвросий совершил постриг во чтеца магистрантов СПбПДА: Корнильцева Алексия (I ЦИО), Панкова Станислава (I ЦИО), Кравченко Александра (I ЦПО), Рожина Давида (I ЦПО), Самсонова Филиппа (I ЦПО). Также был пострижен во чтеца, а затем возведен во иподиакона студент 3 курса бакалавриата Первушин-фон-Дитц Владимир.

Праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы – один из самых значимых дней в православном богослужебном календаре. Он относится к разряду двунадесятых праздников и согласно богослужебному уставу Православной Церкви в навечерие Рождества Богоматери совершается праздничное всенощное бдение с литией, на 9-й песни канона поются особые праздничные припевы.

***

Повествование канонических Евангелий  не рассказывает нам о событии Рождества Приснодевы, также, как и о многих других событиях Ее жизни. Благоговение авторов Священной Истории перед великой Тайной и непостижимостью Божественного промысла отражается в одном из шедевров литургического творчества – задостойнике праздника Рождества Христова: «Люби́ти у́бо нам, я́ко безбе́́дное стра́хом, удо́бее молча́ние…» В переводе с церковнославянского эти слова означают что даже прославляя Богоматерь в хвалебных песнях, нам лучше хранить молчание, дабы избегнуть опасности неверно изложить непостижимое для человеческого разума таинство Приснодевы.

История рождества Девы Марии известна нам из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно этому преданию родители Пречистой Девы происходили из рода царя Давида и вели благочестивую жизнь. Однако, дожив до преклонного возраста, они не имели детей, что для того времени, когда еврейский народ жил ожиданием мессии,  рассматривалось как тяжелое наказание Божие за грехи. Древнее предание повествует, что однажды, придя в храм и желая принести жертву Богу, праведный Иоаким прилюдно получил от священника отказ принять его жертву, как от нераскаянного грешника. Узнав об этом праведная Анна с безутешным плачем обратилась к Богу,  и в течении некоторого времени непрестанно молилась, прося у Бога ниспослать ей чадо. Молился, удалившись в пустыню, и святой Иоаким. Их прошение было услышано. Явившийся ангел благовестил супругам рождение необыкновенной дочери, что и произошло в указанный срок. Благочестивые родители дали обет посвятить своего ребенка Богу и, по обычаю того времени, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Для верующих людей Рождество Богородицы это особое торжество, повествующее о начале истории спасения человечества, об этом говорят слова праздничного тропаря: «Рождение Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей Вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш. Он, разрушив проклятие, дал благословение; и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную». Подобно лучезарной звезде, воссиявшей на сумрачном небосклоне томящегося во власти греха и смерти человечества, явилась в мир Пресвятая Владычица, своим рождением возвещая о скором восшествии Солнца, наступлении долгожданного рассвета – пришествие в мир Христа Спасителя.

Первые свидетельства об этом двунадесятом празднике относятся к V в. Это Слова Прокла, патриарха Константинопольского (439–446 гг.) и сакраментарий папы Геласия I (492–496 гг.). В пользу раннего появления праздника Рождества Богородицы в Восточной Церкви говорит и тот факт, что этот праздник под названием «Рождество Владычицы Марии», есть под той же датой (8 сентября) у иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V в. В VII–VIII вв. в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Св. Андрей Критский составил на него два слова и канон. Древнейшие указания о чине службы Рождеству содержатся в грузинском переводе иерусалимского Лекционария – древнейшего памятника уставного и гимнографического содержания, имеющего греческое происхождение и возникшего в результате литургической деятельности Софрония, патриарха Иерусалимского. (VI-VII вв.)

Согласно древним источникам, в XI в. служба Рождеству Пресвятой Богородицы получила вид очень близкий к нынешнему. Таким образом, современный вид службы Рождества лишь незначительно отличается от древнейших списков ныне действующего повсеместно во всем Православном мире Иерусалимского богослужебного устава.

В сам день праздника, 21 сентября 2013 года, чтение утренних молитв и часов перед Божественной литургией в академическом храме начнется в 8:30. За богослужением епископ Амвросий рукоположит студента бакалавриата СПбПДА иподиакона Владимира Первушина-Фон-Дитц в сан диакона.


Опубликовано 20.09.2013 | Просмотров: 125 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter