«Едиными усты и единым сердцем». Богослужение Великого Четверга соединило верующих в Таинстве Евхаристии  

«Едиными усты и единым сердцем». Богослужение Великого Четверга соединило верующих в Таинстве Евхаристии  

Накануне Великого Четверга, 27 апреля, в домовом храме Санкт-Петербургской Духовной Академии в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова были совершены малое повечерие, утреня Великого Четверга с чтением Евангелия и первым часом.

«Едиными усты и единым сердцем». Богослужение Великого Четверга соединило верующих в Таинстве Евхаристии  

Архиепископ Амвросий прочитал трипеснец на повечерии и канон на утрене «Сеченое сечется море чермное». Этот канон – произведение одного из лучших православных гимнографов св. Косьмы Маиумского (VIII в.). В его тексте раскрывается тема установления Таинства Евхаристии через ветхозаветный образ Премудрости, говорится об умовение ног Тем, Который сотворил «езера и источники моря». Также в каноне продолжается тема предательства Иуды и последних наставлений Господа Своим ученикам.

«Едиными усты и единым сердцем». Богослужение Великого Четверга соединило верующих в Таинстве Евхаристии  

По установившейся традиции, для того чтобы все учащиеся имели возможность подготовится к принятию Святых Христовых Тайн в Великий Четверг, вечернее богослужение этого дня закончилось чтением молитв ко Святому Причащению.

«Едиными усты и единым сердцем». Богослужение Великого Четверга соединило верующих в Таинстве Евхаристии  

Утром, 28 апреля 2016 года, после чтения 3-го, 6-го и 9-го часа и изобразительных в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова началась вечерня с Литургией Василия Великого.

Богослужение совершил ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий.

«Едиными усты и единым сердцем». Богослужение Великого Четверга соединило верующих в Таинстве Евхаристии  

Владыке сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Духовной Академии; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; иеромонахи Геннадий (Поляков), Варфоломей (Магницкий) и Афанасий (Букин); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Феодосий (Желновачев), Лука (Пронских), Кирилл (Порубаев) и Филипп (Балиниу); протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Герман Ранне; иеродиаконы Владимир (Палибрк) и Алексий (Дурнев); диаконы Антоний Афанасьев и Сергий Макаров.

На богослужении пели хоры Академии: мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой.

«Едиными усты и единым сердцем». Богослужение Великого Четверга соединило верующих в Таинстве Евхаристии  

С проповедью за Литургией к молящимся обратился иеромонах Афанасий (Букин).

Литургия Великого Четверга – это одна из тех Литургий, на которых нет Херувимской песни. Вместо нее в этот день трижды поется известная всем верующим молитва: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем».

«Едиными усты и единым сердцем». Богослужение Великого Четверга соединило верующих в Таинстве Евхаристии  

После великого входа архиепископ Амвросий рукоположил в сан священника аспиранта I курса Библейского-богословского отделения диакона Антония Афанасьева.

По окончании заамвонной молитвы архиепископ Амвросий совершил чин умовения ног. Данный чин издавна существует в традиции Православной Церкви, в соответствии с ним, после окончания Литургии Великого Четверга, архиерей в память о смиренном поступке Христа омывает ноги священников.

«Едиными усты и единым сердцем». Богослужение Великого Четверга соединило верующих в Таинстве Евхаристии  

По окончании богослужения архиепископ Амвросий обратился к участникам богослужения с архипастырским словом:

«Всякий раз, когда мы участвуем в Таинстве Евхаристии, мы должны помнить о том, что мы причащаемся Тела и Крови Того Самого исторического Христа, Который воплотился, ходил по земле, страдал, был распят за наши грехи и воскрес по Писанию в третий день. Именно это всегда исповедовала, в это всегда верила святая Православная Церковь. Эта тайна, как и всякая тайна, до конца не постижима человеческому уму, однако она  открывается подвигом веры, подвигом веры тех людей, которые прошли путь святости до нас, оставив собственное свидетельство об этой тайне и о своей вере.

В течение предыдущих дней мы читали Евангелие, где слышали о том, как Христос, подавая хлеб и вино, предложил их как Свои Тело и Кровь. Это не были образы или символы. Совершенно прямо поняли Иисуса Христа и иудеи, и ученики, когда Он говорил им о том, что верующим в Него Он даст свои Тело и Кровь. И это вызвало в них отторжение, протест. Одни говорили: «Как Он может дать свои Тело и Кровь?», а другие, те, которые ходили за Ним в течение последних месяцев и лет, отошли от Него. И мы знаем, что многие ученики отошли от Него именно после того, как Христос полностью раскрыл тайну Своего снисхождения с неба, сказав о том, что жизнь в себе будет иметь только тот, кто будет вкушать Его Тело и Кровь.

Святая Церковь с тех самых пор живет этой жизнью, которую мы получаем от божественной пищи, которая есть Тело и Кровь настоящего, реального Христа. Поэтому всякий раз, подходя к этой тайне, мы должны проверять свое сердце. Об этом мы сегодня слышали из апостольского чтения на Литургии.  Для того, чтобы максимально достойно подготовить себя к принятию святых Тела и Крови не требуется нечеловеческих усилий,  требуется лишь “сердце сокрушенно и смиренно”, которое “Бог не уничижит” (Пс 50). Смирение – это Богом данная человеку возможность соединения с Ним. Смирению Господь Иисус Христос научил Своих учеников, омыв их ноги и сказав о том, что тот, кто хочет быть  первым, должен уметь быть слугой, и если Он, Господь наш и Учитель умыл ноги учеников, то и они, и мы должны умывать ноги друг другу (Ин 13:15-17). Этим прекрасным примером Христос показал нам суть нашего предназначения – в смирении, в сокрушении, в любви служить своему ближнему и таким образом служить нашему Господу и Спасителю.

Сегодня вечером мы вновь придём  в этот храм для того, чтобы быть вместе с Господом в Гефсиманском саду, у Анны и Каиафы, у Пилата и на Голгофе, у подножия Его Святого Креста. Мы переживаем святые и удивительные дни, в которые Церковь не исторически, но мистически возвращает нас в то самое время, в которое была совершена и принесена за нас Голгофская Жертва. И всякий, кто будет стремиться подойти к участию в этой тайне смиренно, сокрушенно, в молитве и тишине, заграждая чувства от того, что мешает проникновению и соприкосновению с ней, тот, конечно же, получит удивительное счастье пережить в своем собственном сердце все, что происходило более двух тысяч лет тому назад. И это созерцание проложит нам короткую дорогу к соприкосновению с тайной Христова Воскресения.

Дай Бог нам провести оставшиеся до светлого Христова Воскресения дни в той тишине, в которой Церковь призывает своих чад совершать шествие по дням Страстной седмицы. Поэтому сегодня, после чтения Страстных Евангелий, мы затворим свои уста до того времени, когда будет изнесена Плащаница и когда будет призывать Церковь: “Да молчит всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом  и трепетом, и ничтоже земное в себе помышляет”. Пусть это настроение передастся каждому верующим сердцам находящихся в этом святом храме, ибо только так, в созерцательной тишине, мы сможем стать подлинными участниками Страданий Христовых и Его Преславного Воскресения».

Также владыка ректор обратился со словом поздравления к новорукоположенному священнику Антонию Афанасьеву:

«Нынешний день для тебя особый. Быть рукоположенным в Великий Четверг – это особое счастье. Всегда помни об этом дне. Прочитывай регулярно слова из твоей ставленнической грамоты, которую я передал тебе в алтаре, поздравляя с рукоположением в священный сан. Пусть эти слова всегда будут перед твоими глазами. Пусть они помогут тебе достойно совершать священническое служение. И верю, что в момент возможности оступиться эти слова обязательно поддержат, вразумят и охранят».

На богослужении в Великий Четверг, Церковь вспоминает несколько важнейших событий из жизни Иисуса Христа:

  • Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святой Евхаристии. Таинство, в котором всем верующим даётся возможность вкусить подлинный «хлеб жизни» – истинные Тело и Кровь Христову.  И с того самого первого дня – до настоящего момента, Таинство Святой Евхаристии непрерывно совершается на многочисленных престолах Вселенской Церкви;
  • на богослужении мы вспоминаем о том, как Господь на Тайной вечери омыл ноги своим ученикам в знак глубокой любви к ним. Этим Он показал всем членам Церкви пример того, как должно совершаться истинное служение ближнему, в каком духе всесовершенного смирения необходимо прибывать нам христианам;
  • Церковь переживает в этот день и те трагические события, которые последовали после мирной трапезы в Сионской горнице: одинокая молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предательство Иуды, арест Господа и Его неминуемое осуждение на дальнейшие страдания и смерть.

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 28.04.2016 | Просмотров: 538 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter