Духовная Академия встретила праздник Богоявления

Духовная Академия встретила праздник Богоявления Господня

Праздничную Божественную литургию в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова и чин великого освящения воды 19 января 2016 года совершил ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий.

Накануне в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архимандрит Софроний (Смук) в сослужении духовенства академического храма совершил всенощное бдение праздника Богоявления (Крещения Господня), состоящее из великого повечерия, литии и утрени с первым часом.

Духовная Академия встретила праздник Богоявления Господня

В день праздника за Божественной литургией архиепископу Амвросию сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов) и Сергий (Шардаков); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, иеродиаконы Димитрий Кубеция и Алексий (Дурнев).

Перед началом Литургии владыка ректор постриг во чтеца регента мужского хора и студента выпускного курса бакалавриата Духовной Академии Марка Качанкина.

Духовная Академия встретила праздник Богоявления Господня

За богослужением пели три академических хора, в храме молились студенты всех отделений и сотрудники академии, многочисленные прихожане академического храма.

После чтения Евангелия студент магистратуры иеромонах Афанасий (Букин) произнес проповедь.

Духовная Академия встретила праздник Богоявления Господня

За Литургией после сугубой ектении владыка ректор прочитал молитву о мире на Украине и в Сирии.

После заамвонной молитвы, как и днем раннее – в Крещенский сочельник, владыка ректор, духовенство, учащиеся и прихожане храма спустились в вестибюль академии, где архиепископ Амвросий совершил чин великого освящения воды.

По окончании богослужения владыка поздравил участников торжества с праздником Богоявления и обратился с архипастырским словом:

«Бог устроил так, что участие в нашей земной жизни Он часто осуществляет посредством материи. И Свою благодать – невидимую силу, которую Он дарит человеческому роду, Он приносит в этот мир через освященные предметы. Он приходит к нам под видом хлеба и вина Своими Пречистыми Телом и Кровью. Прикасаясь к иконам, священным реликвиям, мощам сосудов божественной благодати – угодников Божиих, человек ощущает изменения в своей жизни. Это не кажущиеся эмоции, это не плод самовнушения! Настоящее чудо преображения человека, осуществляемое благодатью, нередко происходит вопреки воле самого человека, вопреки его намерениям и не благодаря его желаниям. Так, например, было с гонителем христиан Савлом, который стал Павлом, одним из первоверховных апостолов Христа. Такое преображение нередко происходит и после общения с человеком, являющимся носителем благодати Божией. Это происходит тогда, когда абсолютно неверующий, подчас циничный человек посещает святые обители и видит другую жизнь. Часто он мгновенно меняется, как будто пелена спадает с его глаз, и он начинает жить совсем иной жизнью. Почему так происходит? Потому что благодать Божия, явившаяся и спасительная всем людям, действует в нашей жизни.

Сегодня праздник благодати Божией, которая является нам еще в одном жизненно важном веществе – в воде. Но благодать – это и не что-то такое, что дается абсолютно и вопреки жизни человека. Она действительно производит чудо. Но тогда, когда чудо обращения уже произошло, когда человек пошел по дороге жизни, благодать часто отнимается, и, помня удивительное просветление, радость, а главное – изменение жизни от жизни в грехе к жизни в Боге, человек карабкается ввысь по крутым скалам скорбей и молчания Бога, чтобы снова прикоснуться к Источнику Жизни и Бессмертия и ощутить веяние Его благодати. Вот почему святая вода и те святыни, которые даются человеку, производят в нас изменение, когда мы в смирении припадаем к Богу и просим Его об этой перемене ума и перемене сердца. И тогда благодать действительно фонтанирует – именно так переводится одно из греческих слов чинопоследования освящения воды – в жизнь вечную и этим фонтаном поднимает нас от земли.

Праздник Крещения Господня, как и праздник Рождества Его, является праздником смирения и снисхождения Бога к роду человеческому. Бог в Своем Рождестве преклонил человеческому роду небеса. Он небо поставил на колени перед грешным человеческим родом, чтобы тот ответил Ему тем же поклоном и вместе с Тем, Кто первый приклонил колено, поднялся бы от земли к небу. Он пришел на землю и родился в скромной убогой пещере вдали от человеческих глаз. И лишенный торжества и славы, Он явился на реку Иордан с целой толпой народа, не узнанный никем, кроме того, кто был центром внимания у этого народа – святым Предтечей Пророком и Крестителем Иоанном. И ему, человеку, воплотившийся Бог как бы уступил первенство  в своем Богоявлении на реке Иордан, преклонив перед ним Свою главу, требуя исполнить “всякую правду”,  и совершить над Ним крещение.

В этом самоумалении Бога состоит тайна Его Любви. Созерцая самоумаление Бога, мы, люди, также должны умалиться перед Ним, ответить Ему таким же самоумалением. Приходя в мир, чтобы освятить воды для возрождения людей, чающих крещения и новой жизни, Господь Бог навсегда в центре Своего бытия поставил человека, а значит и нас с вами. И в ответ на это каждый из нас должен поставить в центре своего земного бытия Бога, чтобы все, что совершается в нашей жизни, происходило с оглядкой на то, что в центре нашей земной жизни находится Бог, не человек и не что-либо другое, а только Бог. И тогда все мы, приближаясь к Нему, к Центру, Смыслу жизни, будем ближе друг другу во Христе Иисусе. Именно об этом напоминает нам сегодняшний день, как и о том, что каждый из нас в свой день сподобился личного крещения, начала новой жизни, при котором давал свои обеты Богу. И независимо от того, исполнили мы их или нет, сегодня Христос по Своему милосердию вновь приходит в нашу жизнь, чтобы дать нам новую надежду, новую возможность покаяния, изменения, еще одного обновления нашего земного бытия. Посему, дорогие отцы братия и сестры, в напоминание, в обличение, в напутствие, в радость, в воодушевление служат нам сегодня слова Церкви, возвещающие о событии Крещения Господня, относящие нас и к своему земному крещению. Этому мы должны возрадоваться. Возрадоваться тому, что мы являемся Христовыми и будем таковыми всегда; потому, что Господь нам дает не только сегодня, но и ежедневно, ежечасно, ежеминутно и ежесекундно возможность еще одного изменения, еще одного обращения от греха к святости, от диавола к Богу. Будем помнить о том, что в крещении мы трижды отрекались от сатаны и соединились с Христом, Иисусом, Господом нашим, Ему же слава подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Духовная Академия встретила праздник Богоявления Господня

С особым приветствием архиепископ Амвросий обратился к ректору Русской Христианской Гуманитарной Академии Дмитрию Кирилловичу Богатыреву. Владыка выразил Д.К. Богатыреву благодарность  за осуществляемое плодотворное взаимодействие между РХГА и Санкт-Петербургской Духовной Академией, за неравнодушное участие в жизни Церкви и вклад в образование священнослужителей. Во внимание к личной помощи Духовной Академии архиерей наградил Д.К. Богатырева академической  медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Праздник Крещения Господня

Непостижимое таинство открывает ныне просвещенному светом Истины уму праздник Крещения Господня. Воплотившийся Бог – Господь Иисус Христос, сходит в воды Иордана, освящая и восстанавливая некогда растленное грехом человека водное естество, сообщая ему Силу и благодать Святого Духа, воспринимая которые в крещальной купели каждый христианин становится участником нетленной вечности в Царстве Небесного Отца.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Духовная Академия встретила праздник Богоявления Господня

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-23; Ин 1:33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело глубокое онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения .

Трикратное погружение в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:

«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.

Богоявление является одним из древнейших христианских торжеств, отмечавшимся уже в III веке. Вначале в разных поместных Церквах с этим праздником связывались воспоминания различных событий, связанных с рождением Спасителя, Его пришествия в мир, крещения в Иордане от Иоанна и первого чуда на браке в Кане Галилейской. В литургическом календаре армянской Церкви такая практика сохраняется до наших дней, а в латинской литургической традиции в день Богоявления поминается поклонение волхвов Богомладенцу Христу, а крещение Спасителя в Иордане поминается в ближайшее воскресение после 6 января. Праздник Богоявления, как память о крещении Спасителя в Иордане, обрел значение после того, как был установлен праздник Рождества Христова 25 декабря, в день декабрьских календ. Рождество сначала стали праздновать в Риме (не позднее 354 г.), при папе Юлии, позднее и на Востоке. «Апостольские постановления», канонический памятник сирийского происхождения и датируемый исследователями приблизительно 380 г., повелевает праздновать Рождество (25 декабря) и «День явления, в который Господь показал нам Божество Свое» (6 января). В Константинополе праздник Рождества был введен св. Григорием Богословом в 379 г. во время его недолгого правления столичной кафедрой. Таким образом, праздник Богоявления, как память крещения Христа и явления Святой Троицы, с чем и связано возникновение обычая освящать воду в этот день, был установлен не ранее конца IV века.

В Иерусалиме разделение праздников Рождества и Богоявления произошло несколько позднее. Отрывочные сведения о богослужебном чине Богоявленского освящения воды в Иерусалимской Церкви сообщает нам «Иерусалимский канонарь» (VII в.), дошедший до нашего времени в грузинском переводе. По преданию, нынешний богослужебный чин Великого освящения воды составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (ок. 560-638 гг.).

Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды – в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника совершается в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII в. Однако интересно отметить, что сама традиция освящения воды для целей, не связанных с Таинством Крещения возникла еще в глубокой древности, на заре истории Церкви, задолго до формирования чинопоследований. Например, священномученик Александр, папа Римский (II век), ввел обычай освящать воду, чтобы верующие кропили ей свои жилища.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 19.01.2016 | Просмотров: 723 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter