Богослужение «Двенадцати Евангелий» – воспоминание Страстей Христовых, совершено в академическом храме

Богослужение «Двенадцати Евангелий» – воспоминание Страстей Христовых, совершено в академическом храме

17 апреля 2014 года утреню Великой Пятницы, называемую богослужением «Двенадцати Евангелий», в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил архиепископ Петергофский Амвросий. Воспоминание Честных и Спасительных страданий Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа – самый скорбный день богослужебного года. Чтением двенадцати «Страстных Евангелий», повествующих о предательском аресте, истязаниях и распятии Христа, песнопениями, исполненными благоговейной скорби и сострадания, Святая Церковь напоминает нам о том беспримерном, нечеловеческом подвиге, подъятом Богочеловеком Иисусом нашего ради спасения.

Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе академии; иеромонах Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; иеромонахи Сергий (Иванов), Виталий (Морозов) и Афанасий (Букин); протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне, Евгений Миози, Владимир Первушин-фон-Дитц и Александр Хорошилов.

В своем содержании утреня Великой Пятницы имеет благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи. Такое разделение указывает на то, что в прежние века верующие всю ночь проводили в слушании евангельских зачал, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В нем Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию Креста Христова и делает нас трепетными зрителями мучений Спасителя.

Прочитанные сегодня Страстные Евангелия возводят верующих к событиям последних дней земной жизни Спасителя:

  1. Ин. 13:31-18:1 – Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них.
  2. Ин. 18:1-28. – Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны.
  3. Мф. 26:57-75. – Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра.
  4. Ин. 18:28-40, 19:1-16. – Страдания Господа на суде у Пилата.
  5. Мф. 27:3-32. – Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие.
  6. Мк. 15:16-32. – Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания.
  7. Мф. 27:34-54. – Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть.
  8. Лк. 23:32-49. – Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника.
  9. Ин. 19:25-37. – Слова Спасителя с Креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания о Его смерти и прободении.
  10. Мк. 15:43-47. – Снятие тела Господа с Креста.
  11. Ин. 19:38-42. – Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя.
  12. Мф. 27:62-66. – Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба.

Чтение Страстных Евангелий имеет некоторые особенности: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением. Перед чтением каждого евангельского отрывка поется припев: «Слава страстем Твоим, Господи!», а по окончании – «Слава долготерпению Твоему, Господи!» По благочестивой традиции, верующие слушают двенадцать Страстных Евангелий с зажженными свечами в руках. После окончания богослужения некоторые люди сохраняют эти свечи для того, чтобы в скорбную и сложную жизненную минуту возжечь ее пред святыми иконами, напоминая о тех страшных, невыносимых страданиях Богочеловека, перед которыми бледнеют и кажутся такими незначительными все наши трудности и лишения…

В промежутках между Евангелиями поются 15 антифонов, которые выражают скорбь и праведное негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы.

«Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился».

И далее, как бы от лица Господа, следует обращение к иудеям:

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».

Во время пения 15-го антифона, исполняемого с особой скорбью и трепетом, «Днесь висит на древе, иже на водах землю повесивший…» архиерей выносит из алтаря Крест Господень и поставляет на средине храма.

После шестого Евангелия и пения «Блаженных» с тропарями следует трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и страдания Господа.

Каждому православному христианину, сострадавшему и сопереживавшему Спасителю за богослужением Страстной Пятницы, следует особенно хранить от всего того, что может отвлечь его от мыслей о вспоминавшихся только что событиях. Необходимо воздержаться от ненужных разговоров, развлечений и вообще любой праздности, чтобы по-настоящему осмыслить всю глубину смысла прошедшего богослужения и стать достойными причастниками тех событий, чтобы в скором времени вместе с Победителем ада и смерти войти в Вечную радость Воскресения…

Завтра, 18 апреля 2014 года, в домовом храме Духовной академии апостола и евангелиста Иоанна Богослова будут совершены Царские Часы и изобразительные. Начало богослужения в 8:30.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 17.04.2014 | Просмотров: 153 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter