Камень Жизни в жерновах смерти

Камень Жизни в жерновах смерти

Сейчас мы стоим на границе двух величайших событий в истории мира. Великая Суббота – это день, соединяющий Великую Пятницу и Пасху, Тайну Креста с Тайной Воскресения. Нам порой кажется, что два этих события настолько противостоят друг другу, что между ними нет ничего общего и потому между ними должна быть жесткая граница. Но православное богослужение предлагает нам несколько иной взгляд. Пасхальная тайна увязывает эти события в единое целое. Великая Суббота говорит нам о самом главном и сокровенном, о том, что стоит в центре нашей веры, по мысли протопресвитера Александра Шмемана, «Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор 15:17)» [1].

Когда вчера вечером мы начинали утреню Великой Субботы, перед нами еще стоял весь ужас событий той пятницы, когда Христос был поруган, оплеван, осмеян и распят. И вот, от этого ужаса, мы постепенно переходим к предчувствию радости Воскресения. Следует внимательнее прислушаться к песнопениям Великой Субботы, чтобы понять, чем же именно так знаменательна эта суббота. «Жизнь, как ты умираешь? Как во гробе обитаешь, смерти царство разрушаешь, и от ада мертвых восставляешь?» [2] слышали мы в похвалах, которые читаются во время пения 118 псалма и немного далее «на землю Ты сошел, чтобы спасти Адама, и на земле не найдя его, Владыка, до самого ада сошел, его ища» [3]. Сын Божий в поисках заблудшей овцы и потерянной драхмы, в поисках человека Адама спускается на самое дно ада, вкушает смерть, чтобы исцелить человека. Бог умирает, чтобы спасти человека. В этом схождении во ад проявляется вся любовь Бога к Своему творению. «В царство смерти вступает Сам Бог, Жизнь и источник жизни» [4], чтобы разрушить это царство, чтобы преодолеть власть смерти. Преподобный Иустин (Попович) пишет: «Если человек без предрассудков заглянет в историю этого удивительного мира, то должен будет признать, что этот мир – огромная водяная мельница смерти, которая беспрестанно перемалывает необозримые потоки людей, от первого до последнего» [5]. И вот в жернова этой мельницы попадает Камень Жизни, и эта мельница не в силах Его перемолоть, она не в силах Его проглотить. Жернов находит на жернов и мельница рушится. Смертью Бога попирается смерть твари. «Камень Жизни, приняв во чрево, ад всеядец извергнул мертвых, которых поглотил от века» [6].

И вот уже ни смерть, ни ад не имеют прежней власти: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» [7]. Уже нет ничего, что препятствовало бы спасению Адама. В свете этого поистине триумфально звучат слова, слышанные нами в апостольском чтении: «Если мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, восстав из мертвых, больше не умирает, смерть больше не имеет над Ним власти» (Рим 6:8-9). А значит и над нами она более не властна.

Как удивительно тиха и покойна эта Литургия Великой Субботы, она несет тихую, еще не столь очевидную, но победную весть о Воскресении Спасителя мира. Еще только вчера мы вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом погребали нашего Бога и Спасителя, а только что мы слышали в Евангельском чтении рассказ о явлении Воскресшего мироносицам, пришедшим на гроб исполнить последний долг. И нам остается только умолкнуть и внимать этой спасительной вести.

Поистине, «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным» [8].

Проповедь студента I курса Бибилейско-богословского отделения магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии иеромонаха Афанасия (Букина), произнесенная за Божественной литургией в Великую Субботу в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 11 апреля 2015 года.


[1] Шмеман А., протопр. Сия есть благословенная Суббота. / Православие и мир. – URL: http://www.pravmir.ru/siya-est-blagoslovennaya-subbota/

[2] Статии Великой Субботы, ст. 2. Перевод авт.

[3] Статии Великой субботы, ст. 25. Перевод иером. Амвросий (Тимрот). / Православная энциклопедия «Азбука веры». – URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post7sb_v.shtml

[4] Шмеман А., протопр. Сия есть благословенная Суббота. / Православие и мир. – URL: http://www.pravmir.ru/siya-est-blagoslovennaya-subbota/

[5] Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. / М.: 2005. – С. 35.

[6] Статии Великой субботы, ст. 23. Перевод авт.

[7] Канон Великой Субботы. Песнь 6. Тропарь 4.

[8] Тропарь поемый вместо Херувимской в Великую Субботу.


Опубликовано 11.04.2015 | Просмотров: 347 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter