Архиепископ Петергофский Амвросий. Заветы старца Иосифа Исихаста

Архиепископ Петергофский Амвросий. Заветы старца Иосифа Исихаста

Ровно два года назад, в день памяти святого апостола Матфея, после двадцатилетних усилий нам возвратили историческое здание Духовной Академии вместе с этим храмом. Тогда мы надеялись, что в скором времени он приобретет если не первоначальный, то относительно законченный храмовый вид, а в окрестном здании начнутся реставрационные работы. Однако по разным причинам мы подошли к двухлетию, не осуществив эти намерения. И в то же время, в день, когда мы молитвенно отмечаем это событие, благодаря Бога за Его милость, Господь подарил нам неожиданный подарок – возможность приложиться к святым мощам одного из продолжателей дела преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Евфимия – тех преподобных и богоносных мужей, жития которых мы читаем, восхищаясь их подвигами.

Всегда, когда святой живет в наше или близкое к нам время, его пример, его жизнь и влияние становятся особо ощутимыми, действенными и сильными. Вчера совершенно случайно, буквально за несколько часов до начала богослужения, в нашу Академию прибыли два брата со Святой Горы Афон: монах Никодим из нового скита монастыря святого Павла и его послушник, и принесли к нам ковчег с частью святых мощей Иосифа Исихаста, практически нашего современника, жившего в XX веке. Старец Иосиф оставил после себя множество учеников, впоследствии основавших множество монастырей по всему миру и зажегших светильники монашеской жизни. Настоящей. Той самой, о которой мы читаем в житиях святых. Эту жизнь афонских отцов XIV века в непрестанной молитве старец Иосиф смог восстановить в веке двадцатом, вернув дыхание Иисусовой молитвы насельникам Святой Горы и возвратив умное делание. Неслучайно в годовщину передачи академического здания мы молимся перед святыми мощами старца Иосифа, слова и пример которого сегодня должны стать отправной точкой в нашей жизни, ибо не восстановление и украшение стен, а созидание внутреннего человека и исправление своих собственных ошибок является самым главным деланием нашей жизни. Именно к этому побуждает нас сегодняшнее событие.

У преподобного Иосифа были свои правила жизни, которые заключались в следующих словах: строгий пост, молчание, отсутствие забот о мирских попечениях, ежедневная исповедь помыслов, бодрствование всю ночь и непрестанная молитва. Конечно же, в большей степени эти правила относятся к людям, избравшим прямой путь к Богу, к тем, кто населили Святую Гору, а после распространили исихастскую традицию. Но и мы с вами также можем стать, хотя бы немного, причастниками этого правила, ограничив себя хотя бы в том, что стало для нас обыденной жизнью, однако не приводит, а уводит нас от Бога.

Преподобный Иосиф, поучая свою братию, говорил, что в духовном делании – стажании благодати Святого Духа, самое главное препятствие – лень. Даже не тщеславие, не гордыня, которые уничтожают плоды духовной жизни, а именно лень. Тщеславный и гордый человек, не имеющий лени, способен хотя бы родить плоды подвижнической жизни и воспользоваться ими, по крайней мере, на протяжении короткого времени, но ленивый человек не способен даже на такое, оставаясь совершенно бездейственным и бесплодным. Во всяком деле, а уж тем более в стяжании благодатных даров Святого Духа необходимо преодоление желания излишнего отдыха, бездействия, лени и пустого времяпрепровождения. Это один из заветов преподобного Иосифа, который дан нам ныне.

Еще одним заветом преподобного может служить его правило о значении Евхаристии в деле спасения человека. В ХХ веке на Святой Горе Афон – как это не странно сегодня слышать – многие  перестали часто причащаться. Они приступали к Святым Тайнам несколько, а то и один раз в году. Это было очень странно для монахов и монашеской жизни Святой Горы. И святой Иосиф Исихаст, стал возрождать традицию золотого века монашества, предполагавшую так называемое непрестанное причащение. Монахи почти ежедневно приступали к Телу и Крови Христовой. Однако возвращение этой традиции вызвало у многих непонимание, отчуждение и отторжение. И даже сегодня, на Святой Горе находятся люди, которые осторожно и с недоверием относятся к наставлениям и духовным правилам старца Иосифа. Но среди его учеников и последователей, в основанных ими монастырях имеется обыкновение причащаться неукоснительно четыре раза в неделю: после понедельника (по монашеской традиции постного дня – в честь святых ангелов и архангелов), после среды, после пятницы и, естественно, в воскресный день.

Необходимые силы и крепость духа невозможно получить без того благодатного действия, которое по нашей вере и в соответствии с приложением наших усилий совершает Христос, когда приходит к нам Своими Телом и Кровью,  когда мы участвуем в Святой Евхаристии. Невидимо для внешнего глаза и даже для нас самих Христос перерождает нас, изменяет для Неба, для Дома Небесного Отца.

И еще одно правило, которое хотелось бы сегодня тоже озвучить, – это совет преподобного Иосифа относительно того, как поступать в ситуациях, когда к нам несправедливо плохо относятся, оскорбляют или клевещут. В подобных ситуациях, когда хочется сразу ответить, возмутиться, святой советует действовать так: “Когда найдет на тебя гнев, крепко закрой рот и не говори оскорбляющим или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без всякой причины. Этот змей забьется в сердце, поднимется в гору и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет, и когда это повториться несколько раз, станет слабее и прекратиться совсем…” Эти слова – не просто из разряда красивых цитат, которые воодушевляют или производят какое-то впечатление, это – личный опыт человека, который ежедневно и ежечасно испытывал те же борения, что испытываем и мы с вами, но нашел им противоядие. Он нашел силы противостоять им до такой степени, что стяжал возможность более не беспокоиться ими и пребывать в мирном состоянии духа. А это состояние – самый главный признак ученичества Христова и жизни в благодати Божией.

Помолимся сегодня перед святыми мощами преподобного Иосифа, возблагодарим Бога за этот дивный дар, который Он нам послал вопреки всяким ожиданиям в день двухлетия возвращения этого святого храма. Будем молить Всеблагого Бога о том, чтобы в нашей жизни совершалась Его воля, а все наши просьбы были бы услышаны и осуществлены лишь тогда, когда они будут для нас полезны и спасительны. Аминь.

Архипастырское слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Петергофского Амвросия, произнесенное по окончании Божественной литургии в домовом храме Двенадцати апостолов   29 ноября 2015 года.  


Опубликовано 29.11.2015 | Просмотров: 345 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter