Архиепископ Петергофский Амвросий. Возвращение к радости

Архиепископ Петергофский Амвросий. Возвращение к радости

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Гряди, окаянная душе,с плотию
твоею, Зиждителю всех исповеждься,
и останися прочее преждняго
безсловесия, и принеси Богу
в покаянии слезы»
(1-я песнь Великого Покаянного канона)

Вся наша жизнь, дорогие отцы, братья и сестры, является непрерывной цепью падений и восстаний. Всю жизнь свою человек падает и встает, умирает и оживает. Наша природа, поврежденная вирусом греха, изменчива. С удивлением, ужасом и недоумением мы вдруг оказываемся совершителями поступков, на которые, как казалось, не способны, никогда бы не согласились. Это происходит и с каждым из нас, и с обществом, и с народом и со всем человечеством. Сила первородного греха извращает добро и сеет зло, тайно действует в уме и сердце людей, и воюет с каждым из нас и со всем миром.

Зло, происшедшее из-за удаления от Бога, мы видим и в себе, и оно берет начало в нашем сердце. Сердце человека имеет несказанную глубину. В нем – вера и неверие; свет и тьма; правда и ложь; смерть и жизнь; рай и ад. Зло, как греховное наследство наших прародителей, пытается ограбить наше сердце, завоевать его, заковать в цепи наши добрые порывы и увести далеко от общения с Богом

Естественным сопротивлением человека, ощущающего любовь к Воплотившемуся и распятому ради нас Богу, является покаяние. Один великий пустынник говорил, что между раем и адом в нашем сердце простирается бушующее и грязное море, и переплыть его можно на корабле покаяния, а переплыв – достичь пристани любви, где и пребывает Святая Троица.

Но для того, чтобы выбрать правильный курс, изменив вектор своего бытия, каждый из нас встает перед необходимостью точно определить координаты нынешнего местонахождения, то есть осознать свое подлинное духовное состояние.

Покаянная песнь преподобного Андрея Критского словно перед зеркалом поставляет нас перед лицом Божественной святости, примеряя одежды падения и восстания первых людей, душевной смерти и воскресения к подлинной жизни ветхозаветных грешников и праведников. Но самым сильным, сотрясающим и одновременно оживотворяющим, дающим непрестанную надежду в нынешнем каноне является появление Христа, Который «призвал к покаянию блудниц и разбойников» и отверз двери Своего Царства, кое заполняют «кающиеся фарисеи, мытари и прелюбодеи» (песнь 9-ая).

И вот сегодня, примеряя на себя образы грешников, имена и дела которых звучали в Покаянном каноне, мы наверняка сравниваем свою жизнь с их жизнью, и, возможно, полагая, что мы, соблюдающие внешние обряды, правила и уставы, живем церковной жизнью и наши дела не столь уж плохи. Но живем ли мы жизнью во Христе? Причащаемся ли не только Его Тела и Крови, но и Духа Божия? Есть ли в нас Его, Христов, Дух? Действует ли в нас благодать Божия? Ведь она обретается лишь в сердце сокрушенном и смиренном! Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Значит покаяние необходимо не только убийцам, блудникам и прелюбодеям, но и тем, кто как бы живет по-христиански, но не ощущает своей причастности к трагедии падшей человеческой природы. «Все согрешили и лишены Славы Божией» (Рим 3:23) – пишет святой апостол Павел. «Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1:8) – говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Мы превращаемся в разбойника, убийцу, вора и блудницу не только тогда, когда впадаем именно в эти грехи, но и когда ненавидим, лжем, клевещем, сплетничаем, бываем к людям придирчивы, корыстны, равнодушны. Бесовская гордыня уводит от Бога и ведет даже в самом малом грехе к преступлению против Божественной любви.

«Малейший ропот на ближнего влияет отрицательно на вашу душу, так что вы не можете молиться. Святой Дух, когда находит душу в таком состоянии, не смеет к ней приблизиться» – говорит преподобный Порфирий Кавсокаливит.

Что же делать? Очень важно, дорогие братья и сестры, чтобы каждый из нас в эти дни первой седмицы Поста, научился хотя бы несколько раз в день, а затем и буквально каждую минуту, поставлять себя перед Богом и Ему исповедоваться, рассматривая в себе те недостатки и немощи, страсти и пороки, с которыми надлежит начать борьбу. «Истинный пост есть злых отчуждение», – так определяет нашу задачу Христова Церковь.

Вчера мы сделали все, чтобы помириться с теми, с кем долгое время возводили стены непонимания, недобрых чувств и равнодушия. Это примирение разрушило разделяющие нас стены. Теперь приступим к другому примирению – с Богом. Прощение подается в Церкви через таинство исповеди. Но покаяние не сводится к одной только исповеди. Это огромная внутренняя работа над собой, над изменением состояния своего сердца; это молитва за согрешивших против нас, о грехах других людей.

Бог не накладывает санкций, не требует долгов. Он никогда не перестает быть другом и для врагов Своих, и для тех, кто к Нему возвращается.

Покаяние – это не тягостное чувство вины, которое переливается за край чаши человеческого сердца и лишает человека радости. Покаяние – это возвращение ко Христу. Через слезы собственного предательства по отношению к Нему, через все то, что мы берем на себя, чтобы показать свою любовь к Нему. А Христос – это радость, Свет истинный, счастье, надежда. Это такая радость, которая меня, тебя – каждого из нас делает другим человеком. Поэтому покаяние – это возвращение к радости.

Не грехи прошлые страшны сами по себе. В покаянии мы смотрим не в прошлое. Мы не смотрим назад, а живем мгновением нынешнего времени спасения. Покаяние имеет отношение не столько к прошлому, сколько к будущему: только бы нам снова не удалиться от Бога в сторону зла!

Покаяние даёт начало новой, подлинной жизни в которой нет места страху и чувству вины. Именно такое покаяние окрыляет человека и возносит его над одиночеством в этом мире, и даёт видение всего творения Божия в его подлинной красоте, и приближает к жизни во Христе. Есть у этой жизни одно неотъемлемое таинственное измерение – это молитва. Дух покаяния как постоянного возвращения к Своему Небесному Отцу выражается в беседе человека с Богом. Сегодня каждый из нас, насколько был внимателен и чуток, был погружён в эту беседу вместе с преподобным Андреем Критским. Беседа эта с собственной душой и со своим Творцом будет особой и в предстоящие дни.

Но пусть она не прекращается и тогда, когда умолкают песнопения богослужений. Ведь мы нуждаемся в постоянной связи с Источником Прощения и смысла нашего бытия. А потому будем помнить, что самое глубокое покаяние содержится в самой краткой и самой содержательной молитве, вмещающее все Евангелие, подаренной христианскому миру монашеством: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», или же, в традиции преподобного Иосифа Исихаста, сведенной до пяти слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Аминь.


Опубликовано 27.02.2017 | Просмотров: 507 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter