Архиепископ Петергофский Амвросий. Соткать полотно жизни

Соткать полотно жизни

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Мстислав, Ваши Высокопреподобия и Преподобия, досточтимые профессора и почтенные преподаватели, дорогие наши выпускники, братья и сестры, досточтимые гости!

Непреклонный ветер времени перелистнул очередной лист в календаре нашей жизни, и вот мы с вами стоим на пороге окончания еще одного учебного года в нашей Духовной академии.

Вновь хочется о многом вам сказать, от многого предостеречь и уберечь, особенно учитывая тот факт, что с некоторыми из вас мы видимся, может быть, в последний раз. Но жизнь – что полотно: соткать ее можно лишь собственными руками, вплетая лишь те узоры и картины, что проживаются сердцем и душой. Когда же не богатство и разнообразие внутреннего мира, широта взглядов и всепроникающая глубина мысли становятся лекалом, по которому человек плетет полотно своей жизни, а наоборот: влекомый внешней красотой чужого полотна, пестротой его красок и витиеватостью изгибов, человек перестает быть автором собственной жизни, но вплетает ее в прокрустово ложе уже готового полотна, то таковой изменяет самой природе замысла Творца о человеке. В жизни вы встретите немало людей и обстоятельств, которые будут пытаться любой ценой внести чужеродные мотивы и оттенки в полотно вашей жизни. Будьте всегда верны избранному вами рисунку, не изменяйте его даже под тяжестью превосходящих человеческие силы обстоятельств, иначе однажды почтенный седовласый муж, завершающий свое странствие по путям града земного, посмотрев на полотно, которое он ткал все эти долгие годы, к своему ужасу обнаружит, что от некогда знакомого ему студента, с искренними чувствами и надеждами переступившего порог семинарии, ничего не осталось, поскольку черты его оказались до неузнаваемости изуродованы компромиссами с собственной совестью.

Сегодня многие из вас, выходящих из дверей духовных школ, отправляются в нелегкое странствие под названием жизнь.  Вы избрали своей целью и своей миссией в этой жизни неустанный поиск и благородное служение Тому, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. На пути восхождения к Тому, Кого, верю, избрало в самом начале ваше сердце, вам придется столкнуться с неприкрытым безумством этого мира – главным врагом христиан, которых мученик Иустин называл истинными философами, возлюбившими Мудрость более всего остального. И тем не менее, в реальности, где все оценивается через призму кривых зеркал, безумство попирает мир ногой, безраздельно владеет и помыкает им. Лишь небольшое число истинных философов, движимых любовью к высшей божественной Мудрости, способны вырваться из цепких объятий безумия, которое, к великому сожалению, находит себе пристанище порой и среди тех, кто внешне пребывает в Церкви, и продолжить свое восхождение к Престолу Правды. Именно таковыми служителями Бога я и желаю вам от всего сердца стать. Совершите свое духовное восхождение к Истине, чтобы стать для других проводниками в их восхождении к вечности.

Помните о призвании апостола Нафанаила под смоковницей, описанном у святого евангелиста Иоанна Богослова (Ин 1:35-51)? Апостол Филипп, встретившись с Господом, идет к Нафанаилу и возвещает ему о том, что нашел Мессию. После первоначального недоверия, Нафанаил все же поддается на уговоры Филиппа и решается пойти и посмотреть. Но лишь завидев его издали, Господь Иисус Христос сразу же обращается к Нафанаилу по имени, говоря, что задолго до их встречи Он уже видел его под смоковницей.

Читая эти евангельские строки, становится очевидным, что мы находится перед прекрасным примером тех глубоко личных отношений, которые существуют между Богом и человеком. Что же произошло там, под смоковницей? – Мы этого не знаем; не знал этого, по всей видимости, и апостол Иоанн. Это остается тайной, которую ее участники, Спаситель мира и Нафанаил, предпочли не открывать другим. Потому мы не знаем, что же так горячо коснулось сердца Нафанаила под смоковницей: какая-либо глубокая мысль, страшное известие или же глубоко личное переживание. Одно, однако, мы знаем точно: этот момент стал определяющим в его жизни.

Подобный опыт пережил и каждый из нас – христиан, отправившихся на поиски Истины по пыльным дорогам этого мира. У каждого из нас был свой момент под смоковницей, а потому к каждому отдельному христианину могут быть обращены слова Спасителя: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». То есть: «Прежде чем ты услышал в своем сердце голос, который звал тебя, прежде чем твои родители, твои друзья или книги, которые ты читал, рассказали тебе обо Мне, Я уже видел тебя, Я уже тебя созерцал во всем многообразии твоей жизни, твоего характера и твоих поступков, Я уже видел твои способности идти за Мной. Это именно Я был тогда рядом с тобою под смоковницей».

Однако призвание — это пока далеко не встреча! Оно только еще ставит нас перед вечными вопросами, но не дает всех ответов, толкает нас на поиск, но не предоставляет готовых решений. Ответы мы начинаем получать лишь добравшись до вершины горы, в момент личной встречи со Христом.

С какой нерешительностью Нафанаил пошел на встречу со Господом! Но он уже не мог не пойти, поскольку родившиеся в его сердце под смоковницей вопросы не давали ему покоя. И лишь встреча со Христом позволила Нафанаилу узнать Того, чье прикосновение он почувствовал под смоковницей, и воскликнуть: «Учитель! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!». Воистину, лишь личная встреча с Богом позволяет человеку пробить брешь в темнице собственного эго, разорвать силой Слова Божия цепи собственного одиночества и освободиться таким образом от бесконечного монолога под смоковницей с самим собой, выйдя навстречу освободительному диалогу с Богом. Именно таков первый шаг на пути восхождения на гору высшего знания, который призван сделать бесконечно маленький человек навстречу бесконечно большому Богу. Но для вас, как для нынешних и будущих священников и служителей Церкви, важно помнить, что именно Господь Иисус Христос начал этот диалог с Нафанаилом, поскольку призвание — это не наша просьба, но наш ответ Богу на Его призыв. Для многих из вас этот ответ будет заключаться в принятии того благословения, которое на ближайшие два года определило место вашего служения в краях, далеких от родного дома, там, где  вас ждут простые люди, души которых, как птицы, ищут хлеба, а этот Хлеб — Великий Бог! Пусть именно люди станут  главным  богатством вашей земной жизни! Пусть человека, находящегося перед вами, не заслонят никакие деньги, карьера, статистика и отчеты. Добро, любовь, уважение к людям да будут главным свидетельством вашей веры в Того, Кто дает нам Свои Любовь и свободу. Грош цена диплому, сану, ученой степени, если в сердце нет любви, а только злоба, грубость и превозношение над другими. Любовь позволит преодолеть любые расстояния и лишения! Не бойтесь! Разве Бог упразднил апостольское делание, когда «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»? Разве Он оставит вас? Разве напрасно Вы вдохновлялись примерами святых? Разве не искренне произносили захватывающие проповеди?! Теперь пришло время на деле засвидетельствовать верность Христу! И поверьте: эти годы, может быть не самые легкие, станут самыми красивыми и яркими рисунками полотна вашей жизни!

Вы все без исключения — очень талантливые люди! Многие из Вас  ярко раскрылись именно здесь. Но и это не предел, а только начало.  Где бы Вы не оказались, продолжайте расти, не останавливайтесь на достигнутом: читайте, совершенствуйтесь духовно и интеллектуально; не поддавайтесь  на призрачные радости мира сего, находите в окружающих Вас людях самое доброе и хорошее, и учитесь у них; собирайте, подобно пчелам, нектар истинной Мудрости.

Но помните, что для всех нас без исключения главным трудом и делом жизни всегда есть и будет молитва. Тот, кто тратит на нее время, не теряет его. Время, посвященное молитве и есть сама жизнь! Тратя на нее время, мы его не теряем, мы приобретаем его, потому что именно тогда человек по настоящему является человеком, когда молится. Ищите дар молитвы! Держитесь за нее! Не успокаивайтесь в этом до последнего своего вздоха! Обрести дар молитвы — труд неимоверно тяжелый, но и величайшее счастье; потерять — величайшее горе, потому что человек теряет самого себя!

Дорогие выпускники! Не забывайте свою родную школу. Молитесь за тех, кто вас учил, кто здесь трудится, учит и учится. Собирайтесь здесь своими курсами через каждые пять лет, сверяйте годы жизни… А теперь смело выходите на побелевшие нивы и идите по неисповедимым путям Господним, храня неизменно в памяти тот день и час, в который Божия Премудрость призвала вас к поиску Высшего Знания, заключенного в недрах Божественного бытия. Твердой рукой и чистым сердцем вершите узоры Вечной Правды на холсте вашей жизни, дабы холст этот смог однажды стать теплым и мягким одеялом для тех многих, кто будет замерзать рядом с вами от холода страха, одиночества и отчаяния. В таковых, поверьте, вы не будете иметь недостатка.

Пусть добрая память о годах, проведенных в этих стенах, согревает Вас самих, а Божия благодать вашими руками вершит великие и славные дела Христовы в этом мире!

Слово ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия к выпускникам 2015 года на Выпускном акте 15 июня 2015 года


Опубликовано 16.06.2015 | Просмотров: 567 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter