Архиепископ Петергофский Амвросий. «Смирение — главная черта воина Христова»

Архиепископ Петергофский Амвросий. Пример веры и науки

Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем, который именуется ныне Неделей о мытаре и фарисее. По милости Божией мы вновь вступили в тот церковный отрезок времени, который называется подготовительным временем.

Начались подготовительные седмицы к тому самому периоду, в который мы будем призваны вступить в войну со своими страстями и с самим диаволом.

Вся наша жизнь может быть уподоблена сражению — здесь, действительно, диавол борется с Богом, а поле битвы — сердца людей. Всякий воин, когда он готовится выйти на поле брани, получает необходимые знания, закалку, набирается опыта у старших и уже испытанных в сражениях воинов. Похожей войне уподоблена и наша жизнь, и к особому сражению Церковь призывает нас в период Великого поста.

Военная риторика не должна смущать ни нас, ни тех, кто смотрит на нас со стороны. Ведь мы боремся не за тленные блага мира сего и воюем не теми средствами, которыми обычно воюет человек на этой земле. Это совсем другие средства и Церковь очень ярко и убедительно нам об этом говорит. Но именно эти седмицы и недели, которые предшествует Великому посту, и предлагаются Церковью для своих чад, дабы мы с вами правильно подготовились к сражению, усвоили приемы тактики, выстроили стратегию, взяли бы с собой необходимое оружие, приобрели бы навыки и обновили в своей памяти, или впервые бы приступили к тем упражнениям, которые бы сделали нас мужественнее и сильнее.

Неделя о мытаре и фарисее предлагает нам поразмышлять над тем, что делает христианина подлинным воином Христовым, что делает его сильным, а что, напротив, обнаруживает в нем слабые места, которые необходимо учесть. Поскольку сражение — дело трудное, и там можно не только получить ранение, но и окончательно погибнуть, то Святая Церковь с помощью евангельских притч пытается дать нам этот навык, вдохновить на пути к Четыредесятнице, подготовить к этой непростой ежегодной, но так необходимой в жизни христианина битве.

Когда мы говорим о фарисее, чаще всего мы говорим о его мнимой праведности. Но праведность — это не самая плохая черта в жизни человека. Конечно, когда внешняя праведная жизнь сопровождается неким надмением, осмеянием другого человека, превозношением, тогда она очень сильно умаляется и фактически нивелируется, обесценивается. Но нельзя противопоставлять себя фарисею неправедной жизнью, нарочито совершать поступки, которые были бы противоположны ежедневному исполнению закона Божия.

Черты фарисея можно обнаружить на каждом шагу в нашей жизни, в наших поступках и в наших мыслях, если внимательно заглянуть внутрь своего собственного сердца. Когда мы смеемся над недостатками других, когда мы почитаем себя умнее, образованнее, талантливее, когда буквально рвемся быть везде первыми, бывает, даже настойчиво стремится первыми подойти в храме к Чаше Господней.. Это нередко бывает в семьях священнослужителей, когда родители, жены или дети, отталкивают обычных прихожан, да еще кичась тем, что они якобы особым образом приближены к священнослужителю и от этого вдруг странным образом считают, что приближены к Христу, пытаются даже в этот святой момент быть нарочито первыми.. Но люди подлинно церковные, как и достойные люди в светской жизни — образованные, воспитанные и культурные, никогда не будут кичиться тем, что они имеют благодаря своим родителям, воспитанию и возможностям. Чаще всего великие люди, наоборот, не выпячивают себя, пытаются быть где-то в сторонке. Они никогда не выставляют напоказ свои знания и свои таланты. Никогда не противопоставляют себя другим. И тем более убедительно обнаруживаются в их смирении стороны подлинного величия: прекрасная образованность, скромность, великодушие, культура и иные стороны жизни или качества характера человека, которые поистине являются его духовным украшением.

А мытарь — это, конечно, грешник, но не тот грешник, который упорствует в своей жизни, а тот, кто понимает свои слабые стороны и пытается в смирении, в покаянии, в молитве припасть к своему Небесному Отцу, исправить свой внутренний мир, сделать его ярким и богатым, сделать себя более сильным, победить в себе все то, что пленяет его бессмертную душу.

В Святой Четыредесятнице мы будем бороться с диаволом за наши души, которые он уже пленил на протяжении прошлых лет, месяцев, дней и даже часов и минут. И вот главным и самым сильным оружием, самым основным первым шагом, который мы должны осуществить, приближаясь к часам, дням и неделям этой долгой битвы, должны стать смирение и покаяние. Не случайно сегодня Святая Церковь устами всех, кто пришёл в наши храмы помолиться, взывала к Творцу неба и земли: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче».

Напротив, те слабые стороны, которые нередко в миру кажутся многим сильными, в борьбе за Небесное Царство, оказывается, становятся прахом: надменность, гордыня, соперничество, выставление себя напоказ. Все это унижает человека, обезличивает, делает более тусклым его образ и подобие и, в конце концов, низводит до побежденного в этой так нужной каждому из нас битве за наше Небесное Царство.

Церковь на протяжении предстоящих дней и недель еще нам о многом расскажет, назовет те необходимые средства, которые мы должны захватить с собой, чтобы перейти во временнОе пространство Святой Четыредесятницы. Это, конечно, любовь, милость, прощение, это правильное отношение друг ко другу. Но самым главным, чем будет все определяться, является свободный выбор человека: либо смирение, либо гордыня; либо меч, с которым мы сможем с помощью Божией и Его благодатной силой, вступив в схватку с диаволом, победить его, либо напротив, если захватим с собой надменность и гордыню фарисейскую, — то добровольно сдадимся в плен врагу.

В жизни духовной есть свои парадоксы, которые мы призваны правильно понять: лучше грешить, но в смирении каяться, нежели почитать себя безгрешным и оставаться без покаяния. Это действительно так.

Вот с этими словами, дорогие братья и сестры, к нам сегодня обращается Святая Церковь для того, чтобы отрезвить нас, воодушевить и дать понять, что мы не просто по обычаю приходим в храм в эти подготовительные недели и слушаем новые песнопения из Постной Триоди. Внимая им, мы вооружаемся, готовимся к сражению за наши собственные души, за то, чтобы вырвать их из диавольского плена и войти в пространство Царства Небесного, которое начинается уже здесь и сейчас на земле; чтобы войти в ту вечность, в которой можно пребывать в состоянии подлинной свободы с Богом и в нашем грядущем Небесном Отечестве. Аминь.

Слово архиепископа Петергофского Амвросия, произнесенное на всенощном бдении в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 27 января 2018 года.


Опубликовано 28.01.2018 | Просмотров: 717 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter