Архиепископ Петергофский Амвросий. Незаметная сила смирения

Архиепископ Петергофский Амвросий. Незаметная сила смирения

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Воздаяние бывает не добродетели, и не труду ради неё, а возникающему от них смирению; и если нет смирения, напрасны все труды и все добродетели». Эта святоотеческая мудрость, дорогие братья и сестры, показывает нам единственную меру всех тех аскетических усилий, которые хотя бы в малой степени приходят в нашу жизнь вместе с временем Великого Поста.

Все делание желающего жить духовной жизнью должно быть пропитано смирением. Без этого качества и пост, и молитва, и добрые дела бывают бесплодны и обесцениваются. Существует такая закономерность: чем выше человек духом, тем он смиреннее, и наоборот, чем смиреннее, тем выше.

Эти дни мы проводим в храме. Больше чем обычно молимся, постимся, читаем Священное Писание. И появляются скрытые сорняки самодовольства, превозношения и высокого мнения о себе. Но не наши великопостные упражнения приводят нас к Богу, а исключительно смирение, которое приносит в жизнь нашу Дух Христов и благословение Богородицы.

«Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф 11:29) – говорит Христос нам, труждающимся и обремененным. Единородный Сын смирился перед волей Своего Отца, добровольно уничижил Себя и взошел к Божественной Славе. Пришел в этот мир тихо, скромно и бесшумно, яко дождь на руно (Пс 71:6), возлюбил нас до конца (Ин 13:1), до смерти на Кресте. Как ничтожны все наши деяния и подвиги в сравнении с тем, что сделал для нас Христос!

Нам важно научиться взирать очами своего сердца на умалившего Себя, принявшего зрак раба Бога, и Его очами взирать на окружающих нас людей: во всем, вплоть до мелочей, видеть весь мир во Христе.

Такой была Богородица. Смирение привлекло к Ней Божественную благодать: «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди». За смирение была избрана и возвеличена Божия Матерь.

Подобное происходит и с нами. Когда мы спускаемся с пустых высот кажущихся сильных сторон человеческой личности на землю смирения, тогда нам даруется горняя слава, мы восходим по благодати и становимся детьми Божиими, уподобляясь истинному и по естеству Сыну.

Если гордость – эта сущность греха наших прародителей, сделала человека рабом смерти, то смирение возвращает человека к жизни – к Смиренному и Кроткому Богу. «Странное рождество видевше, устранимся суетного мира, ум на небеса преложим … Сего ради на земли явися Высокий Бог – смиренный Человек». Как нелепо выглядим мы перед Ним со своими карикатурными заслугами и «достоинствами». Какими глупыми предстаем, когда питаем к себе любимым огромное уважение, ждем похвал, восторгов, одобрения.

Смиренный человек – это и образ Богородицы. Об этом хорошо знают на Афоне, в Ее уделе. Смиренный предается воле Божией, и тогда душа его получает преображающую благодать.

Святые подвижники искренне благодарили тех, кто обижал их и оскорблял, так как терпением обид они учились смирению. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), которому в лагере перебили пальцы и держали в ледяной воде, унижали, издевались, ругали самыми грязными словами, потом говорил, что никогда в жизни его Бог не был так близок как там, в этом ужасе неволи. Смирение – это свойство Божества и мера обретения Бога, вводит человека в неведомые ему раньше надмирные пространства, где изменяется логика мирская и он начинает жить жизнью Божественной и достигает высот бескорыстной любви.

Подлинная духовная жизнь не имеет ничего общего с помпезностью или мирской восторженностью. Смиренные люди незаметны. Но именно они сразу узнаются Господом и теми, кто в себе имеет Дух Христов. Смирение привлекает внимание Божие, выделяет человека, даже если он кажется в среде множества людей совсем незначительным и окружен безразличием.

Каким поразительным смирением обладали люди еще в недавно окончившимся XX веке! Добрейший святитель Афанасий Ковровский. Из 33 лет архиерейства бывший на воле всего три года, а остальное время проведший в лагерях и ссылках, – он светился доброй улыбкой и всю жизнь свою Бога благодарил. Один из заключенных священнослужителей, письма которого однажды были переданы мне, писал своей духовной дочери: «То, что я 27 лет провел в неволе, то правда Вам сказали; но не верьте, что понапрасну, а страдал за грехи свои и за нарушение уставов церковных», – какое внутреннее устроение было у этих людей! Какое потрясающее смирение!

Сегодня ржавчина гордыни насквозь проела нашу жизнь: личную, семейную, общественную, церковную. Христиане уже не спасения в Церкви ищут, а думают, что сами должны спасать Церковь.

Вместо того, чтобы доверить душу свою всесильной благодати Божией и питать веру сердечным смирением, мы питаем ее ответами, продиктованными лжеименным разумом, суетимся, питаемся земными надеждами, претендуем на особые права, вступаем в необъяснимые компромиссы, разъедаем церковную ткань злословиями, грешим осуждением, эгоизмом, лицемерием, корыстью, чувством превосходства и непростительным светским поведением.

Всё это вопиет о нашем позорном порабощении, говорит об отсутствие главного, что определяет человека Христова – смирения. Поэтому все те усилия, дорогие отцы, братья и сестры, которые мы стараемся употребить в нынешние и грядущие дни Святой Четыредесяницы, направлены к тому, чтобы переживать в себе радость и близость Бога в смирении. Возьмите за правило ежедневно читать хотя бы часть жития святого. Своего любимого святого или тезоименитого. Недавно канонизированных преподобных Паисия Святогорца или Порфирия Кавсокаливита, новомучеников Церкви Русской. Не для того, чтобы воплотить все то, чем они жили. Это не всегда возможно. Читая о духовных подвигах этих людей, об их высоких проявлениях любви к Богу, мы мерим себя этой мерой. И через это смиряемся. И это привлекает благодать Божию. Великий пример благодатных людей, стяжавших Христа, да будет нашим воодушевлением и надеждой, что Бог не уничижит наше сердце. Да будет оно смиренным и чистым, а дух – правым. И тогда не будет нужды говорить о мире и любви среди людей, потому что присутствие Христа в нас будет лучшим свидетельством о них. Аминь.


Опубликовано 01.03.2017 | Просмотров: 244 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter