Архиепископ Петергофский Амвросий. Не могут плоды созерцания быть прежде плодов делания

Архиепископ Петергофский Амвросий. Не могут плоды созерцания быть прежде плодов делания

Великий пост, дорогие братья и сестры, предоставляет нам возможность отправиться в глубины своего внутреннего мира и изменить свое сердце так, чтобы главное место в нем принадлежало Христу, а душа дышала благодатью Святого Духа. Именно в этом состоит главная цель нашего воздержания и молитвы.

Наши молитвы исполнены многих прошений. Чаще всего мы просим у Бога чего-то такого, что кажется очень важным и значимым для нас, чего-то осязаемого, того, что является ценным в земном мире – мира в семье, близкого человека, хороших детей, благополучия, здоровья, успеха. Но есть люди, которые ищут и просят в молитве другое: дар самой молитвы, терпение, любовь, веру, кротость, смирение; просят узнать и услышать Промысел Божий о себе и свою волю смирить перед Всесовершенной Волей Божией.

Но бывает и такая молитва, когда слова прекращаются, когда забываются все свои цели, даже самые высокие, и только одно остается в бьющемся сердце: отдать себя Богу, быть с Ним, дышать Им, жить только Им, Его любить, укрыться в Его неизреченной милости и любви.

В то же время мы знаем, что стремление непременно к высоким состояниям оказывается не только бесплодно, но и опасно. Ожидание благодатных переживаний и даров от Бога приводит человека к тому, что он теряет и то, что есть, и те дары, которые он мог получить бы в будущем. Ведь получается так, что мы даже в этом своем стремлении к высоким состояниям ставим в центре своих желаний и молитв не Самого Бога, а именно переживания.

Как же тогда прийти к вожделенной цели христианской жизни – стяжанию Духа Святого?

В Великом Покаянном Каноне, изобилующем библейскими образами, за которыми скрываются величайшие смысл, мудрость и опыт покаяния, есть такие слова:

«Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении (под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании), Лию убо деяние многочадное, Рахиль же разум, яко многотрудную, ибо без трудов ни душа, ни деятельность, ни созерцание не будут совершенствоваться»

(Великий канон в понедельник Песнь 4)

Здесь говорится о Лии и Рахили – двух женах ветхозаветного патриарха Иакова. Рахиль была очень красива, а Лия – больна глазами. Иакову нравилась Рахиль, но Бог не допустил, чтобы у Иакова появились первые дети от нее, пока не родила ему чад Лия, его первая жена, на которой Иаков женился из-за обмана тестя. Чтобы получить в жены Рахиль, Иаков работал еще семь лет.

Это означает, по слову аввы Исаии, что если человек не пройдет всего деятельного подвига, истинное созерцание не откроется для него. Иаков любил Рахиль, а в жены пришлось первой взять Лию. Бог заключил утробу Рахили, пока не родились дети у Лии. И только когда Лия перестала рожать, Бог отверз утробу Рахили. Дети Лии были любимы, делали много доброго и полезного. Дети же от Рахили особенно были любимы Иаковом и сыграли значительную роль в истории Израиля.

Лия – символ деятельной жизни. Рахиль – символ созерцательной жизни. Прежде, чем родить плоды созерцания, нужно много поработать  и получить плоды деятельности. Это плоды послушания, смирения, повседневной борьбы, поста, молитвы, в которой ты пока еще не видишь Бога. Только после рождения таких «чад» деятельной духовной жизни, Бог даст дар жизни созерцательной. Мы созданы для этой жизни как сосуды Духа Святого, но если желаем в ней преуспеть, то должны принести плоды деятельной жизни.

Пока не на словах или даже внешне, а именно в глубине своего сердца мы не научимся смирению, кротости, не осуждению, видению своих грехов и не видению чужих, пока с любовью не научимся относиться к любому человеку, Бог не даст созерцание. Святые отцы делали все, что благословит Мать-Церковь и что велит Слово Божие. То же и мы призваны делать, чтобы постичь в созерцании и видеть Бога как Он есть!

Поэтому мы здесь. Для этого часами находимся в храме и приняли условия Великого Поста. Деятельное восхождение – это не развлечение и не приятная прогулка, это труд, подчас нежеланный, требующий терпения, постоянства и навыка. Лия – нежеланная, нелюбимая, однако она стала для Иакова той, без которой он не получил бы Рахили и не увидел бы чад своих. Без навыка в малом невозможно достичь чего-то большего.

Поэтому не будем считать чем-то незначительным, что предлагает опыт Христовой Церкви в отношении поста и молитвы, что требует мера жизни в послушании и почтении к старшим в нашей академической семье.

Когда мы живем, отрицаясь от своего «я», и принимаем волю ближнего, тогда и у нас есть надежда, что Бог откроет нам Свою славу.

Будем же просить Бога даровать нам такую чуткость, чтобы в каждом человеке, стоящим перед нами, мы видели Самого Единородного Сына Божия, Который назвался Сыном Человеческим. И тогда плод великий всегда будет оставаться в душе от молитвы, а придет время и на наше сердце упадет Божественный угль серафимовой благодати.

«Бди, о душе моя, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога и достигнеши незаходящий мерой в видении, и будеши великий купец».

(Великий канон во вторник первой седмицы Поста. Песнь 4)


Архипастырское слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Петергофского Амвросия, произнесенное в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова по окончании великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста 15 марта 2016 года.


Опубликовано 15.03.2016 | Просмотров: 363 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter