Архиепископ Петергофский Амвросий. Дары наших рук и сердец

Архиепископ Петергофский Амвросий. Дары наших рук и сердец

Сердечно поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с Всемирным Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста Господня – орудия пререкания, жертвенника нашего спасения, предмета казни, который стал средоточием споров, разделений, и одновременно — путем к вечности для многих поколений, живущих после того, как Господь наш Иисус Христос совершил Свое приношение Отцу на Жертвеннике спасения.

Крест Христов разделил мир на добро и зло. Крест Христов рассек мир на правду и ложь, на свет и тьму. Он обозначил две дороги: одна из них ведёт  к Богу, а вторая — напротив, уводит от Творца Вселенной. Крест Христов стал предметом споров не только для тех людей, которые жили в то время, когда был распят Господь, но остается таковым на протяжении всей истории человечества. И поныне он не перестает быть предметом пререканий. И не только «для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор 1: 22), но и безумием для тех, кто живёт миром, который заражен грехом и не принимает сути нашего спасения, и принесенной на Кресте Господом жертвы.

Нет, наверное, ничего более спорного в истории человечества, чем Крест Христов и личность Господа и Спасителя нашего. Не было пролито столько крови, сколько крови верующих в Спасителя: и сегодня мы знаем, что в мире каждые пять минут убивают христиан. Не было написано так много картин, музыкальных и литературных произведений, как о Распятом Господе. Сотни тысяч храмов мира призывают к молитве у Распятия, залы многих музеев приняли шедевры гениев художественного искусства, изобразивших крестную смерть Того, Кто принял её за нас.  Но Крест Христов не разделил этот мир только лишь на черное и белое. Он не сделал его черно-белым. Напротив, дорога, указанная Христом, дорога, по которой мы призваны и пытаемся идти, по пути крестноношения Господа, является весьма неоднородной, сложной, многообразной. И поэтому сегодня, когда мы предстоим Кресту Христову, мы призываемся принести к его подножию те дары, которыми мы обладаем с рождения и умножили своими трудами.

В честь Креста  и Подвигоположника нашего спасения создаются художественные шедевры, пишутся иконы, поются церковные песнопения, снимаются фильмы, пишутся книги, Ему совершается молитва. Кресты воздвигаются людьми от усердия и в благодарности, украшаются драгоценными камнями. Это не должно вызывать смущения, потому что верующее сердце, любящее Господа, приносит к подножию жертвенника, на котором совершено спасение человечества, все самое дорогое и ценное, что есть в нашей жизни, в том числе и имеющее материальное измерение.

Христос, когда грешница принесла дорогое миро и стала отирать своими волосами Его пречистые ноги, не возбранил ей это сделать. Он не поддержал учеников, которые сказали, что это миро можно продать и раздать нищим. Потому что в этом мире не все мерится материальными ценностями. Часто материальная ценность, напротив, определяет то, где находится наше сердце. Именно поэтому украшаются храмы, иконы, кресты: в благодарность, от нас, от наших средств, как выражение нашей земной, пусть несовершенной, но искренней лепты, которую мы приносим к подножию ног распятого Спасителя.

Сегодня нередко слышится спор о том, почему в Церкви изобилуют красивые облачения, искусные и богато украшенные священные предметы используются на богослужении. Эти предметы предназначены не для нашей личной жизни, не для нашего быта, не для нашего повседневного употребления. Мы посвящаем их Богу, и кто бы, что ни говорил, это действительно так. Люди посвящают, отдают их во владение Богу и они Ему принадлежат, Его Святой Церкви. Наверное, трудно себе представить, чтобы кто-то вдруг выступил с призывом распродать картины и все экспонаты Эрмитажа, Русского музея или Третьяковской галереи для того, чтобы раздать вырученные деньги нуждающимся. Ведь жизнь человеческая определяется не только деньгами, не только благосостоянием, и богатством являются не только материальные предметы, но и та идея, тот дух, та красота, воодушевление, святые устремления, которые могут отображаться и в материальных предметах, связанных с творчеством человека во имя Господа, через которое люди могут приобщаться высшей красоте, идеям и духу. Они приходят к нам как некое продолжение неземного Небесного Богатства, неземной Небесной Красоты. Поэтому люди всегда стремились приносить Богу самое лучшее, что у них было, дорогое, то, что действительно являлось жертвой, то, что отдавалось от трудов своих и приносилось, как некое выражение Господу благодарности за те благодеяния, которые Он совершил ради спасения рода человеческого.

Христианство призывает к любви к человеку и заботе об обездоленных, о бедных, о несчастных, но, однако, оно не отрицает красоту, в том числе и красоту видимого мира, которая возносит наш ум и наше внутреннее состояние к Горней Красоте. Поэтому сегодня, у подножия Креста Господня, задумаемся над тем, что из нематериального мы можем принести к подножию ног Христа Спасителя? Что мы можем подарить Ему в жизни своими трудами и делами? Искусством, пением, скромным, а может быть и  даже грандиозным трудом. Можем ли посвятить ему свой разум? Этими дарами восславим Христа Господня, нашего Спасителя, силою Которого Он сегодня возрождает, благословляет и воодушевляет каждого из нас на дальнейшее крестоношение, на подвиг шествия за Ним, Несущим вместе с нами в нашей жизни и в нашем жизненном пути свой личный Крест.

Слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Амвросия, произнесенное после Божественной литургией в день Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 27.09.2016 года, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Опубликовано 27.09.2016 | Просмотров: 240 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter