Архиепископ Петергофский Амвросий: Антропологический кризис современности

Архиепископ Петергофский Амвросий: Антропологический кризис современности

Уважаемый архиепископ Кари Мякинен! Уважаемые участники конференции!

Позвольте приветствовать всех вас  и благодарить организаторов конференции за приглашение.

Богословский диалог между Русской Православной Церковью и лютеранами Финляндии начался более 40 лет назад (с 1970 года), был успешен и принёс много пользы, помог взаимно прояснить наши позиции по многим важным вопросам. К сожалению, в недавнее время возникли определённые трудности в деле продолжения этого многолетнего диалога. Я искренне надеюсь, что эти трудности нашими совместными усилиями все-таки будут преодолены. Добрый знак этой надежды – настоящая конференция, посвящённая особо острым темам сегодняшнего дня, от которых мы не можем просто отвернуться или их замолчать, как будто бы их не существует. Продолжение наших совместных усилий, наша сегодняшняя встреча – свидетельство того, что мы по-прежнему с вниманием обращены друг ко другу, открыты позициям друг друга, стремимся найти в них общие «точки опоры». Это очень важно. Такое человеческое взаимоуважительное общение есть образ того, что и Бог ведёт свой диалог с нами, побуждая и направляя нас ко спасению. Этот процесс есть свидетельство нашей жизни.
Архиепископ Петергофский Амвросий: Антропологический кризис современности

Итак, я надеюсь, что эта конференция поможет прояснить взаимные позиции, будет способствовать взаимопониманию и сохранит возможность дальнейших контактов, которыми наша Церковь всегда дорожила.

Тема сегодняшней конференции – антропология, и конкретнее – вопросы семьи и отношения полов.

Антропология – одно из ключевых направлений богословской мысли, которое очень тесно, может быть теснее, чем какое-либо другое направление богословской мысли, связано с практикой жизни христианина. Без понимания этих теоретических вопросов нет (и не может быть) этой практики – подлинного исполнения заповедей Христовых.

Антропология – наука о человеке, о его природе и личности, а также о человеческом обществе, которое основано на общении человека — друг с другом. А ещё – и выше этого – антропология является базисом экклезиологии, которая говорит уже не просто о человеке, но о Церкви – о таком обществе и о таком общении человека с человеком, в котором – вместе с ними – участвует Бог.

Мы знаем, что в 20 веке и сегодня, в 21 веке, антропология в её связи с экклезиологией становится важнейшей и актуальнейшей темою богословия, причём это происходит в самых разных христианских конфессиях. Это не случайно. Продолжающееся сегодня дробление христианства, с одной стороны, и постепенный отход мира от Христа, с другой стороны, свидетельствуют о нарастающем мировом антропологическом кризисе – кризисе человека, его идентичности и цельности.

Христиане гораздо более, чем нехристианский мир, осознают факт этого кризиса. А осознание этого факта обращает наше внимание, прежде всего, к самим себе – обращает внимание каждого к себе как к человеку, провоцирует и усиливает поиск каждым человеком себя как личности. Христианское сознание пытается всё более и более глубоко осмыслить тайну человеческой личности, в том числе в её отношениях с другой человеческой личностью и с Богом. Поразительно, что эта глубина тайны человека, несмотря на то, что она уже принесена Христом и открыта Святым Духом, в каком-то другом измерении – измерении свободы самого человека – продолжает проявляться и актуализироваться и сегодня в каждом из нас. Всё это нашло проявление в таких чисто богословских процессах нашей эпохи как, например, христианский персонализм или интерес (причём далеко не только в Православной Церкви) к поздневизантийскому богословию, сделавшему большой вклад именно в область антропологии.

Архиепископ Петергофский Амвросий: Антропологический кризис современности

Но возможно, для осознания значения антропологии сегодня ещё большее значение, чем богословские процессы и вообще процессы, протекающие внутри христианства, имеет для нас такой показатель, как практика жизни современного человека в самом широком смысле, практика, которая вносит разлом в общественное сознание и нормы, доходящий до радикального изменения мировоззренческих и этических норм в какой-то части общества.

Антихристианские вызовы современности также антропологичны, но внехристианская антропология не созидает, а разрушает человека – его природу, его личность, его отношения с другими людьми, а в конечном счёте – и с Богом. Секулярная антропология ставит в эпицентр своей области «чистого» человека, оторванного от своих корней, помещённого в стерильный вакуум своего «я». Антропология христианская, в отличие от неё, ставит в эпицентр своего исследования, как это ни парадоксально, вовсе не человека, но – Богочеловека, Христа Спасителя, который в самом себе является мерой всех вещей, в том числе (и прежде всего) и мерой нашей человечности. Мы должны понимать, что только отталкиваясь от этого, общего Церкви и всем христианским  конфессиям, Основания, мы можем обсуждать какие бы то ни было вопросы антропологии, которые так или иначе ставит перед нами время.

Есть и другая сторона секулярной антропологии. Её «стерильность» и безосновность по необходимости определяет её отрицательный характер. Если Христос Спаситель призывает любить другого человека также, как самого себя (и именно на этом основана подлинная христианская антропология), то антропология секулярная по своему существу негативна – она призывает лишь не делать другому того, чего бы человек не желал себе, ограничиваясь одним этим отрицательным категорическим императивом. К такой позиции неминуемо придёт всякая антропология, исключающая Бога как основание отношений между человеком и человеком. Так называемая «свобода» тела, чувств и желаний человека по отношению к его разуму, «свобода» самого ума человека по отношению к традиционным нравственным ценностям, «свобода» всяческих отношений между людьми, лишь бы эти отношения «не мешали» другим людям – такие мировоззренческие ценности, получившие широкое распространение в современном секулярном сознании, представляют собой яркий пример негативной антропологии «стерильного» человека.

Всё, совершённое и сотворённое Богом, не бессмысленно. Лишь опора на созданные Богом подлинные ценности может привести человека к тому, чтобы врученное ему Творцом наследие дополнить, украсить, преумножить и вернуть Богу. А главное в наследии человека – это он сам, гармония его природы, изначально заложенной Богом, которая прекрасна благодаря своему внутреннему богатству и многообразию, а также гармония и красота человеческих отношений – гармоничных и прекрасных, в том числе, в своём многообразии и различии. Это многообразие и различие богоустановленных отношений человека и человека не является чем-то случайным или эфемерным. В каждое из таких отношений Бог вложил свой смысл и значение. От каждого из них Он ожидает своего плода и итога. Самыми базовыми, глубинными, изначальными из таких отношений, о которых повествуется с самых первых страниц Библии, являются отношения мужчины и женщины, а также родителей и детей, — то есть те отношения между людьми, которые оформляют и создают организм под именованием «семья», который призван стать по слову св. ап. Павла «домашней церковью» (Рим. 16:4; 1Кор. 16:19; Кол. 4:15; Флм. 1:2).

Безусловно, Христос Своим универсальным подвигом поднимает человека над всеми противоречиями и различиями нынешнего человеческого бытия. Образ Христов, образ Его отношения как Человека – к отдельному человеку, к Церкви, к Богу, к Самому Себе – показывает нам идеал подлинной гармонии и красоты человека, делая человека и человечество единым целым, так что «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Но путь, подаваемый Христом, есть путь выправления повреждения человека, путь стирания греха, но не путь универсального нивелирования вручённого человеку Богом для последующих трудов наследия. Христос показывает нам в Самом Себе то, как универсально мы можем возвести к Богу свою частную, личную, многообразную и разнообразную красоту, сотворённую и врученную нам Творцом. Пренебрегая богоустановленной опорою в нас самих, в нашей природе, мы не сможем осуществить универсальный путь Христовой любви. Также и напротив, не имея перед собою Богочеловека Христа ориентиром нашего пути, мы не сможем верно оценить собственные силы и взглянуть на собственные достояние, природу, отношения и личность.

На сегодняшний день среди всего спектра вопросов и тем антропологии тема брака и отношения полов является одной из самых острых и важных, а возможно и самой важной. Мы все это понимаем. Надеюсь, что эта конференция поможет всем нам и обозначит подлинные общие точки опоры в наших христианских взглядах.

Слово архиепископа Петергофского Амвросия на приеме у архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви Финлядндии в г. Хельсинки по случаю начала конференции «Христианская антропология и брак»


Опубликовано 27.02.2016 | Просмотров: 480 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter