Архиепископ Амвросий. Священник — это, прежде всего, слуга, а не юрист

Притча о блудном сыне, которую мы сегодня слышали, имеет очень большое значение для тех, кто здесь учится: для нынешних и будущих священнослужителей. Наряду со многими смыслами о которых мы часто говорим на проповеди в этот воскресный день, она ежегодно дает нам удивительный пример того, каким должен быть священник, каким должен быть духовник. Отец, который принимает блудного сына, и является образом этого священника.

Священник – это именно духовный человек. Человек, наполненный любовью, которая стирает все условности и преодолевает все законы. Но одновременно мы знаем, что действительно подлинная любовь это не что-то, что можно в себе каким-либо способом культивировать, но что можно лишь обрести благодатью Святого Духа. Плод Духа есть любовь, милость, долготерпение, кротость, воздержание. Именно благодать взращивает в человеческом сердце любовь, очищает ее от примесей привязанностей и делает ее чистой и совершенной. Именно такой любовью должен обладать священник.

Священник это не человек, который имеет много знаний. Подчас, священнику этого и не нужно, если у него нет любящего сердца. Никакие знания, таланты или способности ему не помогут. Не помогут и другим, обращающимся к нему, если у него нет главного – молитвы и любви. Священник — это не психолог и не социальный работник, хобби которого является религиозная деятельность. Священник – это прежде всего отец, который принимает любого человека так, как отец принимает своего заблудшего младшего сына в нынешней Евангельской притче. Священник – это друг, который может разделить с тобой все самое сокровенное и которому не стыдно будет обо всем рассказать и поделиться, с которым можно погоревать или порадоваться. Священник – это настоящий брат, который готов все простить. Это врач, который грамотно применяет свое врачебное искусство и свои знания для того, чтобы не повредив человеческой душе, исцелить ее от греховной проказы. Но он никак не работник юридической конторы, который определяет количество епитимий или условный вес того или иного греха, смертный он или не смертный.

Священник – это прежде всего человек, который должен понимать, что он слуга, хотя через него и действуют Господь и благодать Святого Духа. И когда люди берут у священника благословение или просят молитв, они получают от Бога этот дар. Так Господь установил, чтобы посредством нас – грешных людей – в этот мир приходила благодать. Но это не значит, что мы от этого становимся совершенными, господами и должны владеть своей паствой принуждая ее и в чем-то окрадывая.

Один современный проповедник сравнил священника с приквартирным ковриком, который находится либо перед домом, либо перед квартирой, либо перед притвором храма и о который все вытирают ноги для того, чтобы человек чистым вошел в помещение. И священник должен делать все для того, чтобы принимая на себя всякую грязь, в которой испачкан современный человек, провожать его дальше, на середину храма, чтобы он в чистоте и правде мог воссылать молитвы своему Небесному Отцу.

Священник – это удивительный тайноводитель и священнодействователь человеческой души. Подобно тому, как предстоятель, вознося Святой Агнец, берет Его всего лишь двумя пальцами с одной и другой стороны и возносит, возглашая: «Святая святым», – священник должен также трепетно и со страхом прикасаться к любой человеческой душе, как бы вознося ее к Богу и возвращая в пространство свободы, милости и любви Небесного Отца.


Опубликовано 12.02.2017 | Просмотров: 959 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter