Архиепископ Амвросий. Источник святых стремлений

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Утверди, Господи, на камени
заповедей Твоих
подвигшееся сердце мое,
ибо Ты един Свят и Господь».
(Ирмос 3-й песни Покаянного канона)

Эти слова, дорогие братья и сестры, отображают цель нашего поста, поклонов, богослужений. Что значит утвердить на камне Божественных заповедей поколебавшееся сердце? И почему мы все время говорим о чистоте сердца, о том, что призваны сердце свое расширить для людей и любовью к ним привлечь благодать Божию; вместить в сердце добродетели и войти через это в желанное пространство Божественной любви ..?

Какое значение оно имеет для христианина? Почему именно сердце является средоточием духовной жизни человека?

Все эти вопросы задает пытливый ум, перед мыслительными способностями которого по праву преклоняется человечество. Однако, ум слишком узок, чтобы вместить великое. Мысль лишь, подобно принтеру, распечатывает все то, что зарождается и происходит в сердце.

Сердцем же не только думают святые люди и постигают таинства, приобщающие человека к Божественной благодати и жизни. Многие научные исследования и открытия были совершенны не столько проницательным умом, сколько благодаря интуиции, присущей сердцу.

У сердца есть два значения. Конечно же, это наш телесный орган, который безусловно не лишен духовного опыта. Человек состоит из души и тела, и этот состав производит их взаимное влияние друг на друга. Опытные врачи могут много рассказать о человеке, внимая лишь пульсации сердца. Нам известно выражение: на сердце неспокойно, тревожно. Оно не остается равнодушным, когда мы идем против совести, когда, осознавая, совершаем грех.

Но наверное, хотя бы изредка, каждому из нас удавалось оказаться в такой внешней и внутренней тишине, в одиночестве, вдали от суеты, оставшись один на один с Богом, беседуя с Ним и восхищаясь красотой созданной Им природы. В такие мгновения человек забывает обо всем. И о том, кто он есть в этом мире, напоминают лишь удары его сердца. Мы не ощущаем ни свои почки, ни печень, ни мозг… Они не пульсируют. И даже когда затаим дыхание или оно становится незаметным, мы продолжаем слышать и чувствовать свое сердце. Оно бьется. И через него мы осознаем свою телесность, свою тварность.

Святые отцы говорят и о другом значении этого слова. Сердце – это еще и чувства, наш эмоциональный мир. Из него исходит все то, что по Слову Господа Иисуса Христа, оскверняет человека. Но из него исходит и доброе.

Но больше всего в святоотеческом лексиконе сердце означает нечто намного более глубокое. Сердце – это центр личности человека, его святых восхождений к Богу, источник святых стремлений, центр любви. Сердце – это самое глубокое внутренне сосредоточие любого человека, место, где таинственным, невыразимым умом и словом, образом происходит встреча с Богом и общение с Ним. И конечно, оно выходит за пределы физического органа. «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил сердце мое…», – встречаем мы такие слова у псалмопевца Давида… Сердце может расширяться, распространяться, раскрываться. О таком человеке Священное Писание говорит, что у него душа открыта, внутренний мир просторный, он способен принять благодать Божию, вместить в свое сердце множество людей с их горем, радостью, проблемами, тяготами. Такими были преподобный Паисий Святогорец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и многие другие облагодатствованные люди. Поразительно, когда читаешь их слова, письма или творения, диву даешься насколько они одинаково мыслили, одними и теми же словами пользовались «Голова не надёжный хранитель, позднейшая информация и впечатления стирают из памяти ума и то, что необходимо бы помнить; а память сердца надёжна, учись расширять свое сердце», – часто говорил отец Иоанн. Серьёзной духовной болезнью нашего времени, ставшей поистине эпидемией, преподобный Паисий Святогорец считал доверие человека своему помыслу, собственной логике.

Сам старец Паисий сумел сделать своё сердце вместилищем тысяч людей, которым он дарил плоды всего своего подвига: служба, молитва, псалмопения, тяжёлый труд, пост строжайший, – все это наполняло дневное и ночное время суток. Его сердце не было поколебленно. Оно стояло на камне заповедей Божиих. «Все, что мы делаем, только тогда имеет ценность, когда нами движет бесконечная ревность с Богоугождению», – говорил он. О жизни сердца старца Паисия, отца Иоанна и многих других знает лишь Дух Божий. Внутренняя жизнь невидима и сокрыта от других. Она неописуема. И, одновременно, реальна. И таких примеров множество. А значит многое из них возможно и для нас. Лишь бы не металось наше сердце между Богом и дьяволом, а утвердилось на камне заповедей Божиих.

Цель нашего поста, трудов, молитв и богослужений – взрастить в себе обоженного человека, преобразить наше мышление, иметь такие нрав и пожелания, которые непременно по благодати Божий позволили бы и нам погрузиться в духовный мир и опыт отдавших сердце свое Богу. Богатый своей благодатью Бог да позволит вам и мне, дорогие братья и сестры, войти в пространство Своей Божественной жизни. И это непременно совершиться, если сами мы откроем Ему, стучащему на всякое время и на всякий час в дверь нашего сердца и позволим войти в глубины нашего бытия. Аминь.​


Опубликовано 02.03.2017 | Просмотров: 465 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter