Время и творение

Время и творение

1/14 января наша святая Церковь празднует два важных события: Обрезание Иисуса Христа, то есть официальное включение каждого младенца мужского пола в иудейское общество, обряда, который, согласно иудейскому уставу, производился на восьмой день после рождения мальчика, а также память святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. В этот день в христианских храмах поется Великое Славословие «на начало нового гражданского года».

Начало нового календарного года отмечает начало нового временного периода. А это, в свою очередь, заставляет нас задуматься о том, когда и кем было создано время.

Рассказ о сотворении времени следует искать в первой главе книги Бытия, равно как и во всех отрывках из Священного Писания (как в Ветхом, так и в Новом Завете), где идет речь о сотворении мира. Согласно стиху 1:1 из книги Бытия, “в начале сотворил Бог небо и землю”. Этот стих дает нам понять, что мир и время были сотворены одновременно, придя из небытия в бытие по воле всемудрого, всесильного и безначального Троичного Бога.

В этом маленьком библейском отрывке (“В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1)) очевидным образом обнаруживается основополагающий триптих библейской картины мира: наличие времени (“в начале”), творчество (“сотворил”) и центральность личности (Бог).

“В начале” является неким рубежом, после которого мир и время через Божественное повеление приходят из небытия в бытие. Согласно Прокопию Газскому, слова “в начале” свидетельствуют о сотворении времени, что, в свою очередь, означает и создание всего прочего творения. Поэтому время как творение и создание предшествует всему остальному творению с незначительной временной разницей. Василий Великий отмечает, что сначала было сотворено время и лишь потом последовало создание мира, дабы мир не был сочтен безначальным и вечным.

Гимнограф чинопоследования вечерни индикта, начала церковного года, желая показать, что даже время является творением и подчиняется воле Бога, пишет: “Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый” (тропарь индикта).

Как мир, так и время, помимо начала, имеют и конец. Они обладают концом потому, что имеют начало, а начало имеют потому, что являются созданными “во времени” единым Творцом. Как начало времени совпадает с началом мира, так и конец времени знаменует конец мира. Здесь нам стоит вспомнить книгу Откровения Иоанна Богослова, где речь идет о новом небе и мире, в то время как старый мир завершает свое существование. Этот факт подтверждает конечность нынешнего мира и времени: ” И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали” (Откр. 21:1).

Василий Великий в своем “Шестодневе” утверждает, что все, имеющее начало, не исключая и времени, обязательно имеет и конец, поскольку всякая вещь сотворяется “во времени”, а значит, и это “во времени” однажды придет к своему концу. Конец времени является следствием его начала. Подтверждение факту преходящести мира и времени мы находим как в Евангелии от Марка: “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Мк. 13:31), так и в Книге псалмов: “В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь” (Пс. 101:26-27).

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Пемптусия


Опубликовано 21.01.2016 | Просмотров: 99 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter