Речь старца Ефрема Ватопедского на Рождество Богородицы

Речь старца Ефрема Ватопедского на Рождество Богородицы

Мы чествуем «рождение всеобщей радости», являющей собой «вступление всех праздников и начало Таинства Христа», согласно святому Андрею Критскому. Это рождение стало причиной возрождения, обновления и преображения всего творения. Сегодня рождается Та, Кто удивительным и непознаваемым образом родит вечного и независимого от времени Бога Слова, Создателя и Спасителя мира.

Речь старца Ефрема Ватопедского на Рождество БогородицыВсе предвидения, предвещания и пророчества Ветхого Завета говорят о Богоматери. Она является кульминацией, завершением ветхозаветного учения и приготовления человечества к принятию вочеловечившегося Спасителя Бога. Аллюзиями Богоматери становится Неопалимая Купина в видении Моисея, скрижали и ковчег Завета, небесная манна, золотая стамна, светильник, трапеза, расцветший жезл Аарона, лестница Иакова, руно Гедеона, гора Даниила, печь, где огонь не опалил трех отроков, Святая Святых, скиния. Богородица – граница между Ветхим и Новым Заветами. В Ветхом Завете Она – проповедь пророков, ожидание праведников, в то время как в Новом Завете Богоматерь становится ликованием Ангелов, славой Апостолов, храбростью мучеников, радостью преподобных, гордостью человеческого рода и посему «ублажается всеми родами».

Все творение ожидало Ее Рождества. Богородица явилась «плодом творения», по словам святого Иоанна Кавасилы, то есть точкой, в которую устремлено все творение. Как дерево существует ради своего плода, так и творение существовало ради появления Богоматери, а Она, в свою очередь, – ради Христа. Как подчеркивают Святые Отцы, не только человечество, но и небо, и земля, равно как и все зримое и незримое творение были созданы ради чистой Девы. Когда Бог, взирая в начале веков на Свое творение, сказал, что оно «хорошо весьма», Он, в сущности, видел перед Собой плод всего Им созданного – Пресвятую Богородицу. Его одобрение, в действительности, является похвалой Богоматери.

Сегодня наша пренепорочная Владычица благодетельствует всему сущему. «Новое творение» – это не просто лучшая женщина земли, всех времен и народов, но Та единственная, Которая смогла соединить небо с землей и сделать Бога человеком.

Создатель Бог Слово сотворил такую человеческую природу, в которой, когда Ему потребуется родиться, Он сможет обрести мать. Незримый и непостижимый Бог через Богородицу приходит на землю и становится видимым, объединяется и общается с творением значительным и уникальным образом. Посредством Своей человеческой природы Он объединяет в Своей ипостаси все сущее, обожая его. Неизреченный, неописуемый вездесущий Бог теперь обретает «образ раба» (Флп. 2:7), человеческую плоть, мыслящую душу, общается с людьми и ходит по земле. Невместимый, Он вместится в девственной утробе Богородицы, которая, соответственно, станет «вместилищем невместимого».

Сегодня разрешается бесплодие Анны и рождается «сокровище Вселенной», по выражению Кирилла Александрийского. Подобные чудеса не раз совершались Богом и в Ветхом Завете в лице Сарры и ее супруга Авраама, Ревеки и Исаака, Анны, матери пророка Самуила, Елизаветы, матери Иоанна Предтечи. Однако сегодняшнее чудо отличается от других ему подобных. Хотя чада вышеуказанных матерей, чудесным образом освободившихся от бесплодия, были добродетельны и святы, только Мария, дитя Анны и Иоакима, явилась «благодатной» и непостижимой, как для Ангелов, так и для людей, Матерью Божьей.

Богородица родилась не в результате непорочного зачатия, во что ошибочно верят римо-католики, но вследствие естественной связи Иоакима и Анны. Бесплодию Анны был положен конец, однако, без непосредственного вмешательства Бога, а как ответ на молитвы праведных богоотцов. Престарелые Иоаким и Анна вступил в связь не вследствие физического влечения и наслаждения, но в знак повиновения Богу, выразив тем самым свое целомудрие. Таким образом, Богородица была целомудренно зачата во чреве Анны Иоакимом. «Целомудренно» означает чисто, невинно. Но чтобы Дева Мария оказалась свободной от первородного греха, то есть была зачата непорочно, Она должна была быть рождена от девы, как и Христос.

Однако праведные богоотцы, чтобы обрести такое дитя, показали непоколебимую веру, нескончаемое терпение, непосрамленную надежду, обладали огромной стойкостью в молитве, вследствие чего Бог исполнил их прошение. Они терпели свое бесплодие совсем не малое количество времени. Предание гласит, что Анна родила Богородицу после пятидесяти лет бесплодия.

Такое терпение богоотцов должно стать примером для всех нас, возлюбленные мои братья и отцы. И не только для наших ближних-мирян, которые, будучи не способными иметь детей, не должны терять надежду на Бога, ибо «невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18:27), но и для нас, монахов, равно как и всех верующих, которые идут на «подвиг добрый» (2-е Тм. 4:7).

Часто мы впадаем в отчаяние, сетуем на свою борьбу, тревожимся и говорим, что не нашли отклика, не почувствовали благодати. И в этом отчаянном состоянии угасает наше рвение, слабеет наша готовность к борьбе и аскезе. Но мы, братья, не должны допускать этого. Разве богоотцы, не увидев быстрого ответа на свои молитвы, прекратили призывать Бога, стучать, просить, надеяться и верить, что обретут просимое? Какое непоколебимое терпение и стойкость они являли на протяжении стольких лет!

Пусть будет у нас духовный опыт великого терпения. Святой Исаак Сирин переносил притеснения, лишение Божественной благодати, скорби умственной борьбы в течение тридцати лет. И после долгого периода тяжелой борьбы и терпения он постоянно получал благодать Божью. Это в большей степени касается нас, монахов, призванных быть исполненными Божественной благодати. Необходимо иметь выдержку в скорбях, веру в Божии обеты, твердое послушание Божественной воле и надежду, чтобы мы «не унывали в молитве» (Лк. 18:1). Бог знает, когда нам будет полезнее получить Его невыразимые, непостижимые и неоценимые дары и Божественную благодать как естественное состояние. «Духовные дары приходит сами по себе», – говорит авва Исаия. Мы не властны решать, когда и в каком виде мы их получим.

Кроме того, часто Бог, прежде чем благословить нас Своим даром, испытывает нас искушением, на основании которого Он и определяет, насколько мы достойны принять тот или иной Божественный дар. Мы видим это и на примере богоотцов. Уже был близок тот день, когда Бог должен был даровать им дитя. Тем не менее, Он посылает им новое испытание. В день празднования Суккота, когда Иоаким и Анна отправились в храм, чтобы принести дары Богу, местный священник Рувим посмеялся над ними, сказав, что они недостойны принести дары, раз не сумели родить детей для Израиля. Это происшествие сильно огорчило богоотцов, однако не заставило их утратить надежду. Они стали сердечно молиться – Иоаким на горе, Анна в саду. И, в конце концов, молитва их была услышана. Ангел Господень возвестил каждому из них в отдельности о скором зачатии и рождении дитя, которое прославится по всей Вселенной.

Давайте и мы, возлюбленные братья и отцы, явим безропотное терпение во всех скорбях и искушениях, которые Бог попускает для нашего блага и духовного преуспевания. Будем молиться Госпоже нашей Богородице и богопраматери Анне, имеющим благодать исцелять физическое бесплодие, излечить наши бесплодные сердца духовными трудами, дабы Господь ниспослал нашим душам Свою святую и сладостную благодать, преображающую, обновляющую, дарующую человеку бессмертие и нетленность.

Речь старца Ефрема была произнесена в трапезной Ватопедского монастыря в день празднования Рождества Богородицы в 2002 году.

Пемптусия


Опубликовано 22.09.2015 | Просмотров: 129 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter