Пусть каждый твой день будет прекрасным

Пусть каждый твой день будет прекрасным
Общеизвестно, что современный человек испытывает огромный стресс в повседневной жизни. Когда к этому фону добавляется несчастье или серьезные проблемы, многие не выдерживают и лишаются здоровья и внутреннего равновесия, бывают выбиты из колеи на долгое время. Как противостоять разрушительному действию мира? Как христианину встречать трудности, крушение своих надежд или болезнь близких? Об этом повествует архимандрит Андрей (Конанос) в публикуемом переводе.

Я молюсь, чтобы каждый твой день был прекрасным, спокойным и безгрешным. Об этом мы молимся на каждой Литургии. Мы молимся, чтобы каждый наш день, каждая ночь, и вся наша жизнь, были прекрасными, чтобы это все мы делали с большим душевым старанием, чтобы вникали всей своей душой в мельчайшие подробности нашей жизни. Что бы ты ни делал, делай это красиво.

Рассказывают о старце Паисии, что он, например, чистил апельсин очень хорошо и красиво, хотя это дело незначительное.

Пусть каждый наш день будет идеальным и святым. Святой день – что это означает? Это день, посвященный чему-то. Люди посвящают чему-нибудь определенные дни. Например, день, посвященный окружающей среде; день, посвященный борьбе с курением, наркотиками; день матери, день труда и т. д. Мы посвящаем не только несколько дней, христианин, который любит Бога, посвящает каждый свой день Богу, и хочет, чтобы он стал святым днем. Знаете ли Вы, что означает святой день? Именно это: посвященный день. Свято то, что посвящено Богу. То, что отдано исключительно Богу, чтобы Он его благословил, сделал его благодатным и сделал с ним то, что захочет. Мы молимся каждый день обо всем, но не о том, чтобы день стал идеальным и святым. Церковь молится, чтобы каждый день был безоблачным и спокойным, чтобы дни нашей жизни проходили безоблачно, чтобы мы не беспокоились, чтобы нас не охватывала паника. Успокоимся, мы чрезмерно встревожены и беспокойны, испытываем слишком сильный стресс, и в наших сердцах не царит мир Христов. В суетной беготне не царит такой мир, в наших походах по магазинам и нашем доме не царит такое спокойствие, а царит беспокойство и большая тревога. Мы просим Бога, чтобы Он даровал нам спокойствие, в то время когда мир вокруг вас может погибать, но мы должны оставаться невозмутимыми; все гибнет, а мы сохраняем безмятежность в своем сердце и говорим себе и вслух:

— Я спокоен, потому что во мне Начальник мира, во мне Христос.

Он является нашим спокойствием, в наших сердцах находится Божья сила, которая превыше человеческого ума и превыше человеческих обстоятельств. Другие люди не могут понять, почему мы спокойны, когда находимся рядом с Христом, они думают, что мы черствые, равнодушные, безучастные к человеческой боли, но это не так. Мы участвуем в этом, христианин воспринимает все, что его интересует, получает отовсюду информацию, слушает разные новости, сохраняет информацию в своем сердце, но никакие потрясения в мире не могут разубедить его. Земля может сотрясаться, страшные события могут сменять друг друга, но христианин продолжает сохранять спокойствие в себе. Вокруг могут происходить бури и кораблекрушения, метели, катастрофы, землетрясения, наводнения, войны, но мы сохраняем спокойствие. Я хочу сохранять спокойствие каждый день; почему? – Потому что «Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться»[1]. Потому что я не бомж, не брошенный всеми в этом мире человек, у меня есть Господь, в моей жизни есть Кормчий, Который пришел и сказал мне много нежных слов, с большой любовью, с огромным доверием. Он сказал мне это так, что я почувствовал, что Он мой Пастырь, Он мой добрый Пастырь. Мой добрый Пастырь, который пасет Своих овец. Достаточно, чтобы ты был Его овцой, и он поставит тебя на злачном[2] лугу, там Он поселит тебя, на злачном лугу. Все вокруг тебя может разрушаться, а ты приходишь к Христу, доверяешься Ему и сохраняешь спокойствие в своем сердце, как корабль, который бедствовал среди волн, а ребенок спокойно стоял на палубе.

Все разбежались, чтобы куда-нибудь спрятаться, укрылись в каютах, а он стоял, ничего не боясь, и смотрел вокруг. Кто-то сказал ему:

– Беги, спрячься куда-нибудь! Спрячься, чтобы спастись! Почему ты не боишься?

– Потому что, – ответил он, – капитан корабля – это мой отец. Поэтому я не боюсь!

Дорогой друг, корабли в этой жизни, какими бы хорошими не были их капитаны, могут утонуть. В последние годы мы слышали о многих утонувших больших кораблях, там люди были в опасности и они утонули, погибло много людей. Но корабль в моей жизни, кормчим которого является Христос, никогда не покинет спокойствие, но не потеряет свой путь, даже посреди бурь, волн и неудач Господь приводит нас в Свой порт, на пристань Своей святой воли. Поэтому я сохраняю спокойствие и говорю себе:

– Успокойся, будь спокоен.

«Прошу Вас, успокойтесь, – так говорил мне на Афоне один мой друг. – Успокойтесь, не волнуйтесь, будьте спокойны, не смущайтесь, не входите в ритм этого мира».

Этот мир полон тревог, потому что искуситель часто приходит и беспокоит нас. Он сеет суматоху. Божий человек сеет спокойствие и тишину. Как же это прекрасно: нащупать пульс своего сердца и понять, что он спокойный, а ты только что узнал, что, наверное, тебя уволят, что в следующем месяце не сможешь осуществить очередной ежемесячный платеж за кредит, что вероятнее всего врачи не знают, сколько времени в реанимации проживет твой родственник. Что твой ребенок не поступит на факультет, на котором он хочет учиться, что вряд ли ты сдашь экзамены в этом семестре, потому что ты плохо подготовился к ним, – ты получил целый поток подобных новостей. Естественно, как человек, ты задумаешься, расстроишься, немного забеспокоишься, но эта твоя тревога останется на поверхности. Попробуй сделать так, чтобы твое беспокойство не углублялось, а оставалась на поверхности, и чтобы в глубине души сохранялось непоколебимое спокойствие, кротость, тишина, спокойствие, уверенность, и чтобы ты сказал: «Господи, в твоих руках жизнь моя, жребий моей жизни, все, что случится со мной, Господи, в твоих руках».

Нет смысла беспокоиться, я доверяюсь Богу. Неужели, я не верю в Бога. Неужели, у меня нет Кормчего? Неужели, у меня нет Отца? Кто как не Христос имеет огромную любовь ко мне и умер ради меня? Неужели, Он не говорил: «Я умираю, чтобы ты жил, Я умираю, чтобы быть с тобой»? Неужели, Он не сказал, что когда умрет, возьмет тебя к Себе, и не только тебя, но и всех людей?

Осознав все это, ты поймешь, что нет никаких оснований беспокоиться и волноваться. Все эти проблемы только называются проблемами, но таковыми не являются. Эти проблемы не стоят того, чтобы ты заболел, чтобы у тебя развился гастрит, язва и опухоли в организме. Некоторые говорят: «Эта проблема довела меня до рака! Это беспокойство довело меня до рака!»Вы знаете, что жизненные проблемы, жизненные тревоги связаны с тем, что ты дергаешься, теряешь контроль, беспокоишься, затем возникают болезни. Посмотри, как одно взаимосвязано с другим и как быстро исчезает спокойствие из наших сердец. Но когда спокойствие царит в сердце, то ты смотришь на все по-другому, ты здоровый и относишься по-другому к жизни.

Это чудо, это дар Христа для тех, кто посвящает себя Ему, отдают себя Ему, верят в Него. Верь, веруй беззаботно в Христа, верь по-настоящему, верь, что Христос существует. Я верю, что Христос повсюду, верю, что Христос находится рядом со мной, что Он управляет моей жизнью, верю, что сейчас, когда я говорю, Бог движет моими губами, и поэтому я могу говорить, верю, что сейчас мое сердце бьется, потому что Бог позволяет ему биться.

Я верю, что если Христос захочет, то я буду жить еще много лет, и если Он захочет, то я скоро умру, через несколько дней, сегодня, спустя несколько часов или через несколько минут, верю, что произойдет то, что Он захочет. Почему тогда мы так сильно беспокоимся? Что будешь делать, если ты растревожишься? Что ты изменишь в своей жизни, если начнешь паниковать, если начнешь делать хаотичные движения, бегать туда-сюда и наполнишься тревогой? Дерзай, не стой, скрестив руки; я не имею в виду, что ты не должен выполнять свои обязанности. Успокойся. Как прекрасно – взять и успокоиться. Доверься Богу, возьми свою проблему и положи ее к ногам Христа. Возьми свое беспокойство и скажи: «Господи, у меня возникла эта проблема, хочу Тебе рассказать о ней. Хочу Тебе поведать о ней и положить ее к Твоим ногам, обсудить свою проблему с Тобой. Хочу, Господи, сделать Тебя участником того, что меня беспокоит, и прожить то, о чем говорит Святая Литургия: себя, других людей и всю свою жизнь Тебе доверить».

 То есть себя, все свои проблемы со здоровьем, все экономические, личные, межличностные проблемы, все, что меня мучает, возложить к ногам Христа. Возьмите друг друга и всех остальных – родителей, братьев, друзей, коллег, соседей – всех, вложи мысли о них в свое сердце и приведи их ко Христу, оставь их там и скажи: «Господи, я привел их сюда, вот, возьми их, они мои близкие люди, я их люблю, молюсь о них, хочу что-то сделать для них, но что я могу сделать? Что я могу сделать, кроме того, чтобы привести всех к Твоим ногам. Я больше ничего не могу сделать. Почему? Потому что я ограничен, потому что я скован границами, потому что мои силы ограничены, потому что я не вечен, не всемогущий, не всесильный, не премудрый, не всезнающий, все это Ты имеешь, все это Твои свойства. Поэтому, Господи, возьми мои проблемы, мои вопросы, я доверяю их Тебе».

Знаешь ли ты, как понять, что доверие твое действует? – Когда ты вручишь свои проблемы Христу, почувствуешь в своем сердце успокоение и скажешь: «Ах, как хорошо мне сейчас! Прекрасно, сейчас я успокоился, сейчас я утихомирился!»

Но как нам успокоиться, если другой человек все еще в больнице? Как мне утихомириться, если он еще не выздоровел. Нет, это ошибочное мнение. Не надо ждать выздоровления дорогого мне человека, чтобы успокоиться. Мое спокойствие не заключается в здоровье другого человека, а в том, чтобы мы «сами себя и всю жизнь нашу   Христу Богу предадим»[3].

Все доверяем Христу, и это чувство освобождения от накопившегося напряжения дает покой, так как мое бремя исчезло, я отдал его Христу. Тогда мы говорим: «Ах, как мне стало легко! Господь все взял Себе. Поэтому Господь, зная, что у меня огромное бремя в этой жизни, что я загружен житейскими проблемами, сказал бессмертные, вечные и превосходные слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”»[4].

Услышьте слова «труждающиеся и обремененные» – это о людях, которые полны забот, беспокойства, проблем, вины, личных проблем. Посмотрите, 2000 лет назад Господь использовал эти слова. Он знал, что мы будем загружены, и с течением времени люди все больше и больше погрязнут в заботах, будут очень сильно напряжены, будут готовы застрелиться, и Христос говорит: «Придите ко мне, Я знаю, что вас беспокоит, что вы устали от жизни, от проблем, которые реально существуют, и от проблем, которые вы преувеличиваете в своем уме, и они смущают вас. Придите ко мне, отдайте мне свои проблемы, Я все возьму, возьму все Себе. Я утешу, ободрю вас, дам вам мир и спокойствие».

Видел ли ты, как спит маленький ребенок на руках у матери? Видел ли ты своего ребенка? Или если у тебя нет ребенка, видел ли ты, как спят маленькие дети, – ребенок полностью доверяется своей матери. Предоставляет себя ей, расслабляет руки, рот, лицо, – нет тревоги, нет напряжения. Он полностью вручил себя матери, утихомирился, успокоился. Это картина о передаче нашей души Богу. Так необходимо жить. Да, я знаю, что сейчас, когда мы говорим об этом, ты думаешь, что должен сделать так много дел, но неужели думаешь, что мне нечего делать? У всех у нас есть много дел и забот. Я сейчас не нахожусь в монастыре, чтобы сказать тебе об этом через мое безмолвие, у всех людей есть дела, которые нужно делать. Это прекрасно – жить мирно, с доверием Христу, хотя у нас есть проблемы. Неужели вчера у тебя не было проблем? Неужели, вчера у тебя не было много дел, и ты не говорил: «Я не успею, я не справлюсь».

И что случилось? Успел. Можно тебя спросить: что будет, если ты не успеешь этого сделать? Если не успел, что теперь делать? Делать то, что можно сделать. Мы делаем то, что можем сделать. То, что не сможем сегодня сделать, завтра сделаем. По-другому не бывает. Если можешь что-то сделать, то сделаешь, независимо от того, беспокоишься ты или нет. Поэтому нет никаких причин копить душевную скорбь, усталость и преждевременно стареть. Большинство из нас состарились из-за проблем. Если бы мы не воспринимали их так интенсивно, то были бы спокойнее и моложе душой и телом. Я не знаю, каков цвет твоих волос, и не знаю, когда ты увидел седину в своих волосах. Сейчас ты полысел. Как это произошло? Постепенно. Первые морщины, первые седые волосы появились из-за беспокойства. Я знаком с человеком, который из-за огромного беспокойства за ночь поседел.

Боль старит человека, когда она переживается без Христа, а со Христом этот процесс тления происходит не так быстро. Душа всегда молода, когда она рядом с Христом. Так что успокойся![5]

Перевод с болгарского – магистр богословия Виталий Чеботар


[1] Пс. 22:1 – http://www.patriarchia.ru/bible/ps/22/

[2] Злачный –устар.  обильный, богатый злаками; плодородный.https://ru.wiktionary.org/wiki/

[3] Из Великой ектеньи.

[4] Матф. 11:28 — http://www.patriarchia.ru/bible/mf/11/

[5] Источник: http://www.bogonosci.com/%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%B8-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BD-%D0%B4%D0%B0-%D0%B1%D1%8A%D0%B4%D0%B5-%D1%81%D1%8A%D0%B2%D1%8A%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD/

Богослов.ru


Опубликовано 14.04.2016 | Просмотров: 133 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter