О самом главном: что ведет человека к самоубийству?

О самом главном: что ведет человека к самоубийству?
Накануне Всемирного дня борьбы с суицидом, отмечаемого 10 сентября, портал Православие.Ru публикует один из самых запоминающихся докладов, прочитанных на состоявшемся в Минске белорусско-российском научно-практическом семинаре «Психологические и духовные причины суицида. Стратегии помощи и профилактики». Печатается с сокращениями.

В мире, хотим мы того или нет, действуют созданные Богом объективные законы

По большому счету, эта проблема не требует наукообразных ответов и поисков. Чтобы сбить эту страшную волну, необходимо, чтобы у человека открылись глаза — на себя самого, на все то, что ему предназначено в жизни, на бесконечность и бессмертие. На его истинную природу и три составляющие — душу, дух и тело, без учета которых нельзя рассматривать причины суицида. В мире, хотим мы того или нет, действуют созданные Богом объективные законы. А вот помнит ли о них общество — большой вопрос. И, попадая в сложную жизненную ситуацию, запутавшись в собственных внутренних противоречиях, человек часто не понимает, как он оказался в таком положении, к чему ему теперь стремиться, да и зачем…

Образ Божий или часть животного мира?

Есть такая наука — христианская антропология, которая говорит, что человек создан Богом. От создания он имел с Ним духовную связь и был целостен: разум, воля и чувства человека были соединены и устремлены в одном только направлении — совершенствования. Бог создал человека по Своему образу. Значит, если Бог вечен, Он создает таким же человека и призывает его к вечной жизни. Только человек, не имея источника в самом себе, получает энергию бытия из Божественного источника. Есть у Бога и другие энергии, которые Он сообщает человеку, желающему совершенствоваться, они называются благодатными энергиями, которые человек может получить от общения со своим Создателем. Бог разумный — Он создает и разумного человека. Бог совершенный — и предлагает этот путь радости, любви и совершенства человеку. Бог по природе Своей есть любовь (эту тайну открывает Иоанн Богослов в своем Евангелии, в первых главах), поэтому Он творит человека. А если Бог есть любовь, то и главный принцип жизни и всего мироустройства — это, конечно, принцип любви. Но все упирается во внутренний мир человека.

Прогресс без Бога становится в конечном итоге регрессом

Тут важно понять, что с человеком произошло. Он был создан свободным, с правом выбора, но, злоупотребляя своей свободой, он избрал зло, стал противиться мироустроению, которое создал Бог. И что сейчас происходит с природой человека? Она стала раздробленной. Ум в одном направлении работает, душа — в другом, чувства — в третьем. То есть разумом мы понимаем, что этого делать нельзя, и тем не менее все происходит. И это, кстати, проецируется на весь мир и на все общество. Современное положение общества вызывает у нас удивление. Масса комитетов, форумы, благодаря современным СМИ, люди информированы как никогда. Но стоит поинтересоваться, что происходит в общественной жизни, спросить любого профессора, отведя в сторону после выступлений, посвященных проблемам общества: «Как ты думаешь, куда наше общество движется?», — он отвечает: «Катимся в пропасть, медленно и уверенно». Только представьте себе, столько знаний, столько усилий — и без толку. А почему это происходит? Так вот, второй закон термодинамики действует и в моральной, и в духовной, и в физической сфере: оказывается, к своему распаду идет общество. Находятся в нем такие люди, которые желают подчинить мир себе, диктовать всем свою волю, управлять миром и людьми. Это пример того, что такое мир без любви. Знаменитый русский писатель Иван Аксаков сказал, что прогресс без Бога становится в конечном итоге регрессом. Он жил в позапрошлом веке, но его слова вполне могут стать эпиграфом и к началу, и, думаю, к продолжению 21 века.

Но вернемся к человеку. Сейчас люди утратили веру в божественность своей души, в то, что они сами вечны (т.е. все три субстанции — дух, душа и тело — вечны, не только душа!), и каждый человек создан как оригинальная, неповторимая специфическая личность. Бог не повторяется. Даже у однояйцовых близнецов разная радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев, запах — людей идентичных в мире нет. Бог призывает человека из небытия к бытию, из несуществования — к существованию. И призывает к жизни не для того, чтобы дать ему почувствовать, какое небо голубое, какое сегодня солнце, жизнь прекрасна — и не более. Это было бы просто издевательством (вот человеку хочется кушать, его провели к прекрасно сервированному столу и говорят: ну, как ты сам понимаешь, ты сейчас умрешь и есть тебе не придется…) — человек призван к большему. А общество воспитывает в человеке убеждение, что он просто представитель биологического вида, который появился здесь на 60-70 лет, у которого масса трудностей, нужно устроиться в жизни, брать какие-то обязательства. Установка: «ты не бессмертен, ты — кровь и некоторое количество костной и мышечной ткани, и умрешь не сегодня, так завтра». И человек думает, а зачем упираться, все равно умру.

Вот где первопричина суицида: когда человеку объявляют, что он — животное

Вот здесь закладывается первопричина суицида: когда человеку объявляют, что он — животное. Все остальные факторы — неудачи в семье, воспитании детей, на работе, со знакомыми, нехватка финансовых средств — имеют место быть, но лишь как следствие. Осознание человеком, что он просто часть животного мира, является основополагающим. Его дезинформировали, ему с детства навязали о себе самом ложное представление, что он животное и умрет, и ничего ему в той жизни не светит, а в этой действуют собачьи законы. Как после этого требовать от него быть нормальным? Это как напоить водкой человека и спросить, почему он не может теперь ровно ходить. А ведь первичен именно дух. И нужно помнить, что за все поступки есть ответственность, нужно вслушиваться в собственный голос совести, который есть голос Божий в душе человека, нельзя этот голос заглушать. Совесть, этот «лакмус», показывает каждому, что есть законы — объективные, вселенские, Богом созданные, законы бытия, и кто их нарушает, тут же испытывает симптом боли, сигнал о том, что он не прав. И никакие законы, которые у нас разработаны и существуют, не могут быть столь универсальны, как совесть.

Смысл жизни

Возвращаясь к причинам суицида, приведу пример о жизненных трудностях. Я знал одного человека, который потом покончил с собой. Из оставленного им обширного письма оказалось, что он потерял смысл жизни: смысл для него заключался в семье, но семья стала разваливаться. Отчего это происходит, давайте разберемся. Как все начинается? Поначалу любовь, гормоны, физиология — понятно. Но потом, когда люди начинают сталкиваться с трудностями, с реальной жизнью, они не знают, что такое семья, что это за система. Человек просыпается, а рядом с ним лежат все те же килограммы крови, костей и лени, такое же животное, как он, и теперь его еще надо кормить, поддерживать, стараться понимать. Ну, как тут не прийти в отчаяние?

Почему супруги не испытывают уважения друг к другу? А что можно испытывать к животному, какие могут быть высокие чувства? А если бы ему сказать, что тот, кто перед тобой стоит — это образ Божий! Причем даже если ты его физически убьешь, ты не убьешь его все равно — однажды сотворенный, он остается вечным: тело будет воскрешено, а душа вообще не умрет. И тебе придется встретиться с ним. Если бы человек понимал, что Тот Бог, Который создал все галактики вселенной, Который бесконечен — именно этот Бог призвал не кого-нибудь, а мою жену из небытия к бытию, и дал ей вот этот образ! Ведь это величайшее почтение Бога, Творца вселенной, к данной личности! Как же я, смертный, могу не уважать ее? Как я могу не уважать высокое, божественное — божественную душу, Божий образ в человеке?

А ведь часто человек, который сконцентрировался на другом человеке, в том случае, если их отношения разрушились, начинает либо пить, либо бросаться в другие опасные крайности. А вот если бы он знал свою истинную цель, смысл, назначение, для чего он создан — темные мысли нивелировались бы в его сознании даже в кажущихся тупиковыми ситуациях. Вот, бросила жена, — он бы подумал, а есть ведь еще Промысл Божий, есть же ради чего жить!

Смысл жизни нельзя искать ни в чем временном, тленном и умирающем

Смысл жизни нельзя искать ни в чем временном, тленном и умирающем. Смерть все обессмысливает. Прекрасная фраза была у Юрия Бондарева, советского классика: «Бессмысленно все то, что не повторится завтра». Все, что существует, может завтра исчезнуть. Меня не станет, соответственно, и мира не станет. Зачем тогда вообще все существует, если с моим исчезновением исчезает мир? Смысл жизни может быть только в жизни, в продлении, чтобы она не кончалась. Бог не просто нас сотворил и бросил в этот мир: выживайте, как хотите, — ничего подобного! Ведя в мир каждую личность, Бог непременно, ежедневно, ежечасно, ежесекундно не просто сообщает нам энергию бытия, — Он имеет о каждом из нас Свой замысел, и задача каждого человека — понять этот Божественный замысел о своей судьбе. И, кстати, образованность человека состоит в том, чтобы понять этот замысел. Образование — от слов «образовывать душу».

Что есть сердце человека?

Вообще, многие вопросы, кризисы, которые вокруг нас, есть следствие нашего безответственного поведения. Если человек правильно понимает свою духовную природу, что главное — душа, что он бессмертен, что за все придется дать ответ, — это является определяющим в его делах. Если бы каждый понимал, что ответственности не избежать за каждый свой поступок, в обществе многое бы изменилось. Если человек понимает, что здесь он призван к тому, чтобы образовывать себя (каким Туда перейдешь, то и наследуешь), он изучает свою природу и понимает, что с ней нужно бороться. Она не может быть эталоном, человек не может быть мерилом всех вещей, как это утверждалось в эпоху Возрождения, а сейчас вообще стало жуткой пропагандой. Оказывается, нужно бороться со злыми мыслями.

В Евангелии сказано, что из сердца исходят и злые, и добрые помышления (ср. Мф. 15,19). Сердце — это не просто орган, который весит 300 граммов и перекачивает 10000 литров крови за сутки. Это еще и орган Богопознания, орган любви. Оно может думать, из него исходят мысли. Обратите внимание: тот наш ум, который на латинском языке называется «рацио», логика, рациональное мышление, сам по себе нейтрален. А вот в антропологии древних отцов есть еще понятие другого разума, он называется другим греческим словом — «нус», и это тот ум, которым обладает сердце. От его чистоты зависят наши слова, поступки и в конечном итоге вся наша жизнь. Поэтому самоограничение, самовоспитание — одни из самых главных принципов, которые человек должен осуществлять в своей жизни. Таковы законы природы, и если человек хочет быть совершенным, он должен не просто ограничивать себя, он должен даже бороться с мыслями. Представление «мысли, о чем хочешь, приди сюда, развлекись, давай реализуем твои фантазии» — очень опасное. И фантазии-то какие? Если их обнаружить, как пишет Достоевский, то смрад такой над землей поднимется, что задохнемся, а нас призывают свои фантазии удовлетворить…

Утверждается, что есть чисто медицинские причины суицидальных наклонностей, когда человек болен, и его надо лечить медикаментозно. Но и здесь нет противоречия. В Евангелии указано, что последствие греха — болезнь (ср. Мф. 9,2). Причем в первую очередь болезнь духа, души, сознания, а уже потом начинаются физиологические болезни, т.е. это проецируется на физиологию человека. Человек — существо трехсоставное, и оно неразделимо. Нельзя признать человека, который расстрелял сотни ни в чем не повинных людей, вменяемым. Как может нормальный человек совершить такое преступление? Значит, у него в голове, в душе произошло такое, что он уже перестал быть человеком. И судить его нужно не затем, чтобы отомстить, а чтобы показать всем остальным, что с ними может случиться, если поступать против своего сердца и не ограничивать себя. Тот же Аксаков писал: «Человек, совлекший с себя образ Божий…»… То есть когда человек говорит, что не Бог меня создал, а произошел я много миллионов лет назад от обезьяны, нет на мне никакой божественной печати, и в первую очередь я существо не духовное, а биологическое. Человек не верит в божественность собственной души, он считает, что он просто биологический вид. Голос совести ему не указ, и этим он уничтожает в себе любовь, т.е. то, к чему мы все призваны. И, как следствие, тот образ, который Бог дал человеку, с человека совлекается. Так вот, Аксаков говорит: «Человек, совлекший с себя образ Божий, непременно затем совлечет с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином».

Суицид и самопожертвование

Необходимо отличать самоубийство от самопожертвования

Давайте остановимся еще на нескольких понятиях. Вроде бы всем понятно, что такое суицид, а это понятие нужно применять в зависимости от мотивов, которыми человек руководствовался. Мы считаем самоубийствочистым фактом, когда человек лишает себя жизни, но необходимо отличать самоубийство от самопожертвования.

Масса случаев, когда на войне человек жертвует собой или стреляется, не желая попасть в плен и выдать товарищей. Это считать чем? Если смотреть поверхностно, то это самоубийство. Но позвольте не согласиться. Вот другой пример: человек закрывает грудью другого, видя готовящийся в него выстрел. Самоубийство или нет? С точки зрения формальной, он совершил действие, лишившее его жизни. Но формальное отношение к данному явлению приводит к абсурду. Получается, всё: и самоубийство, и самопожертвование — это суицид. А сколько случаев, когда люди бросались под танки, не давая врагу пахать гусеницами родную землю! Это тоже самоубийство? Нет. Это как раз действие, которое носит характер жертвенности во имя Родины, во имя любви, и оно не может быть самоубийством.

Ведь очевидно, что суицид в подлинном смысле слова продиктован совершенно другими мотивами. Это состояние человека, который отвергает жизнь. И отвергает не потому, что в ней много несправедливого, ложного, несостоятельного, — нет. На самом деле, он все вокруг считает лицемерным и ложным, обманчивым, так как очень высокого мнения о себе. Когда человек очень много осуждает других или порядки (не объективно, а чрезмерно много), он совершенно не склонен к самоосуждению, самоанализу и не заглядывает в глубь собственной души. Он создает в себе это страшное состояние, состояние тщеславия, гордыни, эгоизма. А гордыня, согласно христианской антропологии, приводит человека в безумие, т.е. в отсутствие адекватной оценки себя и окружающего мира.

Так вот, человек, находящийся в гордыне (а она может развиваться, можно дойти до такого состояния, как говорят, самоистукана), способен расстаться с жизнью.

«Весь мир ненавижу»

Есть и такое состояние, когда человека раздражает не все отрицательное, а все положительное. Мы все видели людей, которые, видя доброго, смиренного человека, думают: «ага, хочешь быть чистеньким!» — и начинают его хулить. В этом человеке есть дух противления всему доброму, светлому, это состояние некоторой одержимости, одержимости злым духом.

Причем ее степень может быть совершенно разной. Явно выраженная степень одержимости — это когда человек внешне психопат, который даже может попасть в психиатрическое отделение: его кидает, штормит, он падает. Но здесь состояние несколько другое. Дело в том, что одержимость — состояние не относительное, а качественное, к которому можно применить выражение «более» или «менее». Человек может постепенно набирать одержимость. Сначала он всем недоволен, зол, в нем все кипит, потом набирает и набирает злобу… Таким образом, он приходит к тому, что в конечном итоге он зол на весь мир. Помните крик Смердякова («Братья Карамазовы», Ф.М. Достоевский): «Весь мир ненавижу» — что это за состояние? Чем все закончилось? Он же удавился. А ненавидел он добро или зло? Он ненавидел добро. Это и есть состояние одержимости. Он умирает в ненависти. Суицид продиктован ненавистью, духом внутреннего противления, такой суицид в полном смысле слова называется суицидом.

Здесь надо четко провести границу. Суицид — это отрицательное, деструктивное состояние человеческого духа, оно приводит к изменению сознания, при котором человек начинает неадекватно оценивать мир, смотрит через призму собственной одержимой души, и мир для него ненавистен.

О любви и истинной красоте

Между тем мир создан Богом как отражение Своих свойств. Часто людям от каких-то душевных расстройств советуют поехать на природу. Подлинная красота природы лечит человека просто через ее созерцание: цветение садов, лес, пруд, голубое небо — созерцая мир, как отражение величия Божия, осуществление Его свойств, мы лечимся, это благотворно сказывается на психике человека. А ожесточенное состояние человеческого духа входит в противоречие даже с этой красотой. Ненавидя мир, человек хочет даже природу саму уничтожить, потому что она красива. А красиво может быть только то, что носит характер любви.

Когда Достоевский говорил, что красота спасет мир, имелась в виду красота внутренняя. По мере очищения души и сердца, человек начинает светиться этой внутренней красотой. Действительно светиться! В Евангелии есть такие слова Царствие Божие внутрь вас есть(Лк.17,21) и так да просветится свет ваш пред людьми (Мф. 5,16). Т.е. свет изнутри, который, кстати, отражен в иконах (но не в реалистической живописи, где Матерь Божия как живая, — это выдумка художника, а подлинная икона написана в иконографической традиции). Может быть, вы замечали на одежде и затемненных лицах святых красочные пробелы? Это свидетельство проявления через одежду и внешний вид внутреннего света. Икона свидетельствует о том, что подлинная красота человеческой души — это раскрытие красоты внутреннего человека, когда человек очищается от зла, собирает в своей душе добродетельные качества, подлинные качества своей души. Как раз такой свет отражен на иконе — когда человек чист. Вот эта красота должна спасти мир.

А что вообще такое красота? Есть такой термин — «агапе» — любовь возвышенная, платоническая, которая не связана с эросом. Это любовь отца или матери к ребенку, брата к сестре. Она освящена и жертвенна, она не может быть некрасивой, как и красота не может быть без любви — это вещи практически идентичные. И когда Достоевский говорит, что красота спасет мир, он говорит о любви, а не о внешней красоте, которая к тому же очень относительна.

Суицид — прямое следствие бездуховности

Итак, с религиозной точки зрения, по причинам суицидов можно составить условную классификацию. В большинстве случаев это люди, ненавидящие мир (художественный образ Смердякова). Такой человек живет как преступник, преступая закон мироздания (а главный принцип, данный Богом, — это любовь), и потом сам уходит из жизни, понимая, что преступление над ним довлеет.

Второе, что нужно отметить, — самоубийство часто совершают, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Кстати, по закону состояние алкогольного опьянения является обстоятельством, усугубляющим ответственность, и это справедливо. В древности вино называли «зеленым змием», а знаете, почему? Змей-искуситель как действует — он не говорит «выпей, тебе будет плохо, ты столько беды принесешь…». Кто же выпьет после этого! Он тонко подходит: «Выпей, расслабься, в маленьких дозах вино веселит сердце человека». И человек действительно вначале получает от этого некую пользу, эйфорию, а в конечном итоге получает великое зло, да и после эйфории, вы знаете, появляется угнетенное состояние. Есть что-то змеиное и искусительное в спиртных напитках, причем неслучайно змей-искуситель выбирает людей с неустойчивой психикой. А что такое неустойчивое состояние? Это, в большинстве случаев, отсутствие устойчивого мировоззрения, безыдейный человек. И, находясь в таком состоянии, придавленный еще жизненными проблемами, под воздействием алкоголя, человек лезет в петлю — думаю, не без помощи злого душеустроения того самого змия…

Человек уходит из жизни, потому что не принимает ее, не принимает в душу Бога

И третье состояние, когда человек интеллектуальный, знающий уходит из жизни, потому что не принимает ее, не принимает в душу Бога. Состояние Бога и любви противоречит его внутреннему устроению, и он этой жизнью не дорожит, возвращает Богу этот священный дар жизни. Бог, когда творит человека, эту неповторимую, оригинальную личность, призывает конкретного человека к жизни. Конечно, Он дает этот дар через родителей, но, по сути дела, человек принимает его из рук Самого Бога. И вот этот подарок Небес такой человек как бы пытается вернуть, бросить в лицо Богу, как вызов: «я не дорожу этой жизнью, я не просил меня призывать к этой жизни, а если Ты и призвал, то почему не сделал меня премьер-министром, князем, великим? Зачем я просто родился, а теперь не пойму, кем мне стать…». Есть и такая категория людей.

Самое важное: осуждается и является суицидом то, что продиктовано гордыней, духом противления, эгоизма и ненависти ко всему доброму.


СЛОВАРЬ

Понятие дух человека исходит из того, что Бог есть Дух, и духовный человек — это та часть человека, которая связана с Богом, с Духом Божиим. Духовный человек — это тот, кто соединяется с Богом (и, кстати, одно из значений слова «религия» — это связь, соединение). Душа — это вторая составная часть человека. Душа субстанциальна, это весь тот мир человека, который мы связываем с литературой, искусством, эстетикой, но душевные состояния тоже могут быть разные. Мир души изменчив и подвержен трансформации.

А тело религия называет храмом, в котором живет душа, оно призвано к вечному бытию, и отношение к нему должно быть соответствующее. Поэтому Церковь осуждает человеческие страсти. Обращаю ваше внимание: она относится отрицательно не ко всему телесному, а именно ко страстям.

Страсть в переводе с церковнославянского — это страдание. И все страсти вредят не только душе, но и телу. Чревоугодие, например, или винопитие — вредит телу? Вредит. И не только телу, но и душе, духу человека. И блуд вредит, делает расщепленным его сознание. Вот есть представление, что Дон Жуан весь такой цельный, хороший, а ведь это совсем не так. У каждого человека есть некоторый объем душевных и духовных качеств, которые можно растерять и расплескать по жизни уже в 17 лет. И нельзя собой разбрасываться, эту часть своей души нужно оберегать. Это не просто физиология, это как раз психофизиология. Вы представляете, что творится с душой тех, кто стоит на панели? Очевидно же, что это не просто телесный грех, не просто какое-то явление физиологическое или сексуальное. Потому что человек целостен, и нарушается весь его строй: меняется душа, дух, сознание и, соответственно, тело. Поэтому все то, что Церковь называет грехом, — это преступление против собственного тела, собственной души. Церковь учит: тело берегите, относитесь к нему как храму, оно создано по замыслу Божию вечным и будет воскрешено. Существует масса правил, как сохранить душу, дух и тело. И неслучайно у нас такой культ кладбища, и хоронят лицом на восток, потому что с востока придет Бог и произойдет всеобщий суд.

Архимандрит Августин (Пиданов)

Православие.ru


Опубликовано 09.09.2016 | Просмотров: 131 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter