Митрополит Лимассольский Афанасий: Христос — это воздух, а не углекислый газ

Афанасий Лиммасольский

Первая часть книги – воспоминания о старцах, с которыми архиепископ Афанасий встречался во время своей жизни на Афоне. Вторая часть – проповеди, ориентированные в первую очередь на молодежь, посвященные таким актуальным темам, как семья, экология, Церковь, духовная жизнь, искушения современного мира и другие. Опыт общения со старцами сыграл огромную роль в жизни митрополита Афанасия. Он — ученик старца Иосифа Будапештского, ученика Иосифа Исихаста. В «Открытом сердце Церкви» собраны рассказы о старцах Иосифе Исихасте, Филофее, Арсении Каппадокийском, Евстафии Кипрском, Паисии Святогорце, Порфирии Кавсокаливите и других. Книга составлена на основе выступлений митрополита Афанасия перед паствой.

Большую часть встречи митрополит Лимассольский отвечал на вопросы.

О старцах

— Владыка, расскажите о своем опыте общения со старцами.

— Присутствие старцев в Церкви свидетельствует о постоянном присутствии Христа в нашей жизни. Господь дал мне (именно Господь, поскольку сам я бессильный человек) познакомиться со многими из этих старцев и установить духовную связь с ними. Их роль в моей жизни была решающей. Но знакомство человека со святым не делает святым. Напротив, это увеличивает мою ответственность перед собой и Церковью.

Главный призыв современных святых миру – что Христос является смыслом жизни. Каждый старец выражал это своим способом и через свою жизнь. Мы видели много знамений и чудес в жизни этих старцев. Но самым главным чудом и знамением было то, что человек может стать истинным чадом Божиим. Это самое великое знамение, которое человек может увидеть в своей жизни. Все остальное вторично.

О русском монашестве

— Владыка, вы прибыли в Россию на съезд настоятелей монастырей (который только что закончился в Лавре). Что вы можете сказать о русском монашестве?

— Я не могу быть объективным, потому что встреча длилась всего несколько дней. Но моя душа чувствует, что в России происходит великое таинство Церкви. Мы должны иметь доверие ко Христу. Христос направляет свою Церковь и также направляет людей Церкви, чтобы они исполняли его волю. На меня произвело большое впечатление слово Святейшего Патриарха Кирилла, с которым он обратился к игуменам и игумениям. Это слово коснулось сути проблем современного монашества. Также большое впечатление на меня произвел архиепископ Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры. Также я увидел в других игуменах и игумениях то, что старец Паисий называл «благим беспокойством» — желание сделать все, чтобы жизнь монахов становилась лучше. Безусловно, это благословение Божие, что в России сегодня уже восемьсот монастырей.

О старце Паисии

— Вы много лет тесно общались со старцем Паисием. В чем суть его духовного опыта?

— Если мы хотим сказать о центральном моменте его учения, то старец говорил: «Давайте подвизаться добросовестно, по доброй воле. Не для того, чтобы избежать ада, но чтобы не расстроить Бога». Для него Христос был и братом, и другом, и – прежде всего – Отцом. И он все делал, чтобы быть с Богом. Он ничего не просил для себя. Не просил исцелиться, когда был болен, или отдыха, когда уставал. Он хотел одного: не расстроить Христа.

Об уединении

— Монашество ассоциируется с уединением. Но был старец, который, например, подвизался в таком мегаполисе как Афины…

— Старец прожил несколько лет в уединении на Афоне. Мы не должны пренебрегать ценностью уединения, это очень помогает. Но мы не можем ограничить силу Божию одним каким-то местом. Мы должны заключить свое сердце в пустыню, отдаленную от греха. Есть люди, которые живут в миру, но сердце их в пустыне. Есть люди, которые живут в пустыне, но сердце их в миру. Мы должны понимать, что образ мыслей спасает человека, а не место жительства.

 

Об умерщвлении своего «Я»

— Как человеку, живущему в миру, умертвить свое «Я»?

— Если мы объединены с Христом через Церковь, тогда мы не только освобождаемся от ветхого человека, но и облекаемся во Христа. Целью должен быть не отказ от эгоизма, а соединение со Христом. Евангелие – это не отрицание, а утверждение.

Как умертвлять эгоизм? Каждый день у нас для этого огромное количество возможностей. Мы можем это делать через терпение и любовь к ближним. Но мы должны стараться не только умертвлять эгоизм, но и пускать Христа в свое сердце. Когда это произойдет, Христос исцелит нас. Грех – это болезнь. Если мы приобретем здоровье, все «микробы» отпадут.

О молодежи

— Что волнует современную молодежь? Как привлечь молодых людей в храм?

— Я вам расскажу о ситуации, которую вижу на Кипре. Внешние проблемы, думаю, одни и те же: проблемы в семье, в личной жизни, проблемы, которые приводят к наркотикам, насилию, отрицанию всего, депрессии. Еще у нас есть проблемы, связанные с тем, что мы живем рядом с турками и порой чувствуем себя незащищенными рядом с исламским миром. Но все эти проблемы имеют один источник: отсутствие Бога. Например, если я сниму очки, я ничего не буду видеть. Или буду видеть неправильно. А если я надену очки – буду видеть хорошо. Так же и присутствие Бога в жизни человека. Человек, живущий с Богом, истолковывает все иначе: у него другой образ мыслей. Он по-другому справляется с трудностями. Душа человека всегда ищет Бога. И мы, пастыри Церкви, должны сказать подлинное слово Божие человеку. Мы должны сказать: то, что вы ищете – в Церкви. Приходите посмотреть. Приходите вкусить. Когда они Его увидят, приобщатся к Нему, они поймут, что именно это искали. Когда человек обретает мир в душе, ему ничего больше не нужно – ни алкоголь, ни сигареты, ни наркотики.

О целях

— Как мирянам найти дело жизни?

— Если человек не знает, что ему делать в жизни, он не должен отчаиваться. Кто из нас знает? Мы должны хотеть одного: быть рядом со Христом. Этого никто отнять не может. Остальное вторично: выйдем ли замуж, пойдем ли в монастырь или в университет. Христа я могу стяжать везде: и дома, и в самолете, и в монастыре. Христос — это все для всего. Если мы это поймем, мы избавимся от всех проблем.

Об отношении к инославным

— Однажды Вы рассказывали про знакомого католика-монаха, который жил на Афоне. И при этом несколько лет назад, когда на Кипр должен был приехать Папа Римский, Вы высказались против, а когда он все-таки приехал – отказались с ним встречаться.

— Как христиане мы должны любить и уважать всех людей. Но мы не обязаны поступать или верить как они. Я буду давать любовь любому человеку как образу Божиему. Я ничего не имею против Папы. Но на Кипр он приехал не просто как человек. Он сам это сказал: я приехал на Кипр как преемник Петра. Мы знаем, что это значит: Папа считает, что он представитель Христа в мире, что он главный епископ всего мира, что он является устами Христа, а главное – он непогрешим. С таким Папой я не хочу встречаться. Человека в нем я люблю. Но я не верю, что он непогрешим и что он представитель Христа. Также я считаю, что Ватикан является причиной огромных проблем в мире, потому что папизм выгнал Христа из сердец людей. Людей мы любим всех. Но не каждую веру разделяем.

Расскажу вам одну историю про этого католического монаха. Когда он был на Афоне, умер Папа (Иоанн Павел I – прим. ред.) Этот монах очень расстроился. Чтобы он не так горевал, я говорю – пойдем к старцу Паисию в гости. Пришли к старцу. Я говорю:

— Этот брат — католик, он очень расстроен, что умер Папа.

— Ну, что ты расстроился? — спросил старец.

— Он был очень хороший, — сказал католик.

— Не расстраивайся, помолись, чтобы и следующий Папа был хорошим. А вообще, не переживай: какой бы Папа ни был избран, он будет непогрешим.

О вселенском Православии

— В этом году юбилеи трех великих подвижников: 90 лет старцу Паисию, 700 лет Сергию Радонежскому, 300 лет Косме Этолийскому. Что Вы думаете о Вселенском Православии? Знают ли в Греции русских святых?

— Вселенское Православие противоположно светскому глобализму. С самого раннего возраста я читал житие преподобного Сергия Радонежского. Мы (в Греции – прим.ред.) получаем огромную пользу, читая жития святых древней Руси и современных (новомучеников). За несколько дней до приезда в Россию я читал житие митрополита Илариона. И лишь приехав, я узнал, что именно в этом монастыре находятся его мощи.

Преподобного Сергия Радонежского, так же, как и Серафима Саровского, мы очень почитаем и любим. Мы чувствуем, что он наш отец. Он отец Церкви. Они принадлежат Вселенскому Православию. Также и Косма Этолийский – отец всех нас. Мы должны постараться стать учениками и детьми этих отцов.

О самообмане

— Как не обмануть самого себя, пытаясь соединиться со Христом?

— Мы не должны смотреть на это как на что-то сложное. Наоборот — как на что-то простое. Приведу пример из Ветхого Завета: когда евреи хотели захватить Иерихон (так повелел Бог), они послали разведчиков. Разведчики доложили, что очень трудно будет захватить этот город: крепкие стены, отличная армия. И евреи испугались. Бог разгневался: «Вы думаете, что своим оружием захватите город? Нет, Моим именем захватите город». Тогда, взывая к Богу, евреи семь раз обошли город и все стены разрушились.

Так же и в духовной жизни: мы не сначала исцеляемся, а потом идем к врачу, но наоборот! Не переживайте! Идите в лечебницу, и врач вас исцелит. Мы не должны переживать о своем спасении. Бог не сделал нашу жизнь сложной, он сделал ее легкой. Старец Паисий говорил: «Христос это воздух, не делай из него углекислого газа». Мы не должны бояться Христа и думать о Нем слишком сложно.

О богословском модернизме

— У святителя Николая Сербского (Велимировича) есть выражение о богословском модернизме. Это когда высказываются в таком духе, что жития святых это сказка, а не правда, а писания отцов – во многом ошибочны, и даже Евангелие Церковь исказила. Что Вы об этом думаете?

— Не все труды святителя Николая Сербского были переведены на греческий, но я понял ваш вопрос. Я познакомился со старцем Паисием, когда мне было 19 лет. Конечно, в 19 лет у меня было много вопросов. Но после того, как я прожил со старцем бок о бок 16 лет, я понял, что все, что написано в Евангелии и житиях – правда. Зачем мне сомневаться в чудесах Христа, если я каждый день видел чудеса старца Паисия, творимые во славу Божию?

Однажды пришел университетский преподаватель — атеист. Говорит: «Я физик, поэтому не верю в Бога». Старец отвечает: «Ты даже глупее ящерицы. Она вот ходит перед Богом». И как раз проползала ящерица. Старец говорит: «Иди-ка сюда!». «Есть ли Бог?», – спросил ящерицу старец. И ящерица поднялась на задние лапки и утвердительно покачала головой. Если в сегодняшние дни происходят такие вещи, то почему они не могли произойти вчера? Без святых Евангелие не могло бы иметь доказательств. Церковь все время рождает святых.

Об Интернете

— Большим искушением нашего времени является Интернет. Некоторые родители запрещают им пользоваться. Но у детей возникает проблема, ведь большинство сверстников Интернет используют. Как быть?

— Интернет опасен для всех нас. Конечно, родитель должен следить за своим ребенком. И опасности Интернета велики. С другой стороны, невозможно, чтобы в нашу эпоху ребенок жил без Интернета: он не сможет учиться, поступить на работу. Скоро без Интернета вообще ничего невозможно будет делать! Нужно научиться правильно пользоваться им. Запрет в любом случае не выход. Но нельзя и давать пользоваться Интернетом без ограничений.

Чтобы дети не стали рабами Интернета, нужно посвящать им время, разговаривать с ними, слушать их. Не нужно пугать детей своими угрозами. Нельзя отмахиваться от них.

Об экономическом кризисе

— Недавно Греция переживала сильный экономический кризис. Изменил ли он людей?

— Сейчас мы на Кипре находимся на пике кризиса (хотя самого пика, мне кажется, не достигли). Не знаю, каков будет спуск. Я не хочу, чтобы люди шли в Церковь из-за кризиса. Конечно, Церковь примет их с великой любовью. И Бог всегда примет человека. Но если кто-то придет в Церковь из-за кризиса, то, когда кризис пройдет, он покинет Церковь.

Этот кризис искусственен. Но мы можем его использовать и выйти из него более сильными и более мудрыми. Например, понять, что деньги — не идол.

О спонсорах

— Как священнику или епископу правильно построить отношения с благотворителями?

— У нас нет больших благотворителей. Обычно мы даем, а нам не дают (смеется). Но я вам расскажу, что делал один святой.

Один миллионер с Кипра очень помогал монастырю. Но он хотел бы, чтобы каждый раз, когда он посещал монастырь, старец принимал бы его, хотел стоять на первом месте в церкви и т.д. Но однажды старец не принял его. «Но я же столько пожертвовал! Почему меня старец не принимает?», — возмутился благотворитель. Тогда старец узнал у казначея, сколько денег пожертвовал этот богатый человек монастырю за все время, взял кредит и вернул все деньги.

Бог благословляет людей, которые жертвуют на Церковь. И мы им благодарны. Но мы не будем изменять свою жизнь. Я не предпочту одного человека другому потому, что у него больше денег. Если мы из-за благотворителей потеряем свою свободу, мы не сможем помогать и благотворителям.

О духовном росте

— Бывает, что человек перестает духовно расти, начинает ходить по кругу….

— Все это очень относительно: развиваюсь – не развиваюсь. Святые были выше этого. Однажды мы ехали с Афона вместе со старцем Паисием. На корабле был паломник, который говорил: «Мы едем со Святой Горы в мир. Даже если мы что-то приобрели, сейчас растеряем». Он повторил это примерно сто раз. Я не выдержал и спросил: «Старче, что ты на это скажешь?» «У меня ничего нет, я ничего и не потеряю».

Вот это «поднимаюсь», «развиваюсь» – это немного искусственное. Человек поднимается настолько, насколько опускается. Когда я скажу, что ничего не делаю – значит, я что-то сделал. А если скажу, что что-то сделал — значит, ничего не сделал.

О семейных людях

— Как спасаться семейным людям, ведь у них столько забот?

— У нас всех очень много обязанностей. Но наше сердце должно иметь в себе постоянного жителя – Христа. Христос говорит: не заботьтесь о жизни, что вам есть и что пить. Конечно, надо думать об этом. Но сердце не должно быть порабощено. В центре нашего сердца должна совершаться Литургия. Там постоянно должно звучать имя Божие. И у апостолов было очень много дел. А у святых было очень много искушений. Но они не позволили украсть их сердце. Мы должны всеми способами сохранить свободу своего сердца. Ум пусть думает, а сердце пусть будет отдано Христу. Тогда и дела будут совершаться лучше, а Христос благословит все то, что мы не успеваем сделать и поможет нам.

О воцерковлении

— Почему люди так трудно воцерковляются?

— У меня на родине многие люди говорят: я верю в Бога, но не хочу идти в храм. Это потому, что они боятся Врача. Они предпочитают купить таблетку аспирина в киоске, но не идти ко врачу. Церковь – это операционная. Она исцелит человека, но этот процесс иногда болезнен. Невозможно исцелиться, говоря: «У меня ничего не болит!»

Другие не идут в Церковь из-за предубеждения, или из-за каких-то ошибок священников, или пропаганды. Но если у людей доброе намерение, если с ними поступили несправедливо, справедливый Бог их не оставит. Постепенно Бог приведет их в Церковь. Мы можем молиться за этих наших братьев, иметь объятия открытыми, чтобы их обнять, и Господь их приведет. Апостол Павел стал апостолом тогда, когда стал к этому готов, а не перед этим. Господь уважал его свободу и проявил терпение. Господь проявляет терпение ко всем нам.

Мария Хорькова

Фото: Ефим Эрихман

Видео: Александр Самсонов

Православие и мир


Опубликовано 13.10.2014 | Просмотров: 361 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter