Живем ли мы в свете Пятидесятницы?

Живем ли мы в свете Пятидесятницы?

Вечный, священный, бесконечный, нетварный свет, освещающий возрожденную и воскресшую вселенную, – это Сам Христос, “свет истинный”, ибо свет Христов просветил всех. Мы исповедуем это в нашей утренней молитве: “Христос, свет истинный, просвети и освяти всякого человека, приходящего в мир”. Кроме того, об этом говорит нам и сам Господь: “Я свет миру” [1]. Светом является не только Христос, но и Его Небесный Отец и Пресвятой Дух, как поется в эксапостиларии воскресенья Пятидесятницы: “Свет Отец, свет Слово и Святой Дух”. Евангелист Иоанн проповедует, что “Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы” [2]. Бог наш есть свет, излучающий сияние и истину, и нет в нем ни следа страсти, ненависти, мщения, неведения и греха. Небеса были, есть и останутся светлыми на века, поскольку являют собой сияющий трон пресветлой Святой Троицы. Однако свет его не узрели мы, смертные, несущие на себе тяжесть греха наших праотцев. Взгляд наш омрачился, и мы пребываем “в стране и тени смертной” [3].

Живем ли мы в свете Пятидесятницы?Мы ожидали восхода великого и сильного духовного света, способного рассеять густую тьму греха и смерти. С Воскресением Христа, Света мира, врата рая отворились и для нас, и сердца наши исполнились его ослепительного сияния. И этим небесам все мы призваны вечно радоваться в свете Пятидесятницы. Издревле небеса как чертоги Бога, “первого и подлинно истинного света”, как говорил святой Никодим Святогорец [4], именуются “пламенными”. Здесь обитают ангельские силы – “светы вторичные”, принимающие и передающие свет первого светила – Трисолнечного Божества. Светом наполнилась и земля с помощью Духа Утешителя, ставшего нашим светлым путеводителем к нескончаемому блаженству, ожидающему всех верующих в пресветлое триипостасное Божество.

Наш свет – Христос, источник вечного света, явил свою славу ученикам в фаворском свете, преобразившем Его перед избранными учениками. Этот свет, который Христос наш излучал на небесах, прежде чем принять человеческую природу, Он скрывал от людей, поскольку для них было бы невозможным взирать на него: они поразились бы и ослепились. А если мы и на солнце не можем взирать незащищенными глазами, солнце тварное, созданное Богом, как бы мы смогли смотреть на самого Создателя солнца, умного Солнца правды, само воплощение света, о чем говорит нам эксапостиларий праздника Вознесения Господня: Он вознесся на небо к первосветлой славе, к Небесному Отцу, являющемуся первым светом, началом света.

Свет Христа озаряет каждого человека, приходящего в мир, неприступным сиянием, ведущим ко спасению – светлому дню вечной радости. Это сияние Духа Утешителя, снизошедшего в виде огненных языков в день Пятидесятницы и не только озарившего святых апостолов, а через них и весь народ Божий на долгие века, но превратившего неграмотных тивериадских рыбаков в мудрейших ловцов человеков, вселенских просветителей, своим ярчайшим сиянием разогнавших туман и тьму неведения и вечной смерти.

Но кто из нас, земных, может сказать, что радуется свету Христову, купается в сияющем облаке Его благодати, ежедневно проживая свет Пятидесятницы? Чьи дела настолько светлы, что способны рассеять мрак вечного наказания и адскую тьму? Лишь тот, кто живет в любви, пребывая в свете Воскресения, лучезарном фаворском облаке, принимает огненные языки Пятидесятницы, находится рядом со Христом, и светлый его образ жизни не дает повода к соблазну и падению его брата. И сам он не омрачается и не соблазняется темными делами и словами своего ближнего. Любовь есть свет, равно как и человеколюбие, являющееся выражением истинной любви. Таким образом, человеколюбивый человек живет и действует в светлом облаке Божьем, наслаждается сиянием, заботой и теплотой, источаемыми нетварным Солнцем, Создателем тварного света, Всесодетелем Богом.

Наша святая Церковь, основанная в день Пятидесятницы Светом мира, Богочеловеком Христом, веками озаряется пламенными языками Духа Утешителя, наставляющим “на всякую истину” [5]. Наша Церковь являет собой кладезь благости, не прекращающую своей работы мастерскую святости, следуя заповеди Светодавца Христа: “Будьте святы, потому что Я свят” [6]. Церковь наша берет почву и обращает ее в золото, берет материю и обращает в дух, очищает сердца, утопающие в болоте, из тленности производит нетление, земных людей превращает в насельников Небес, воинов земного войска – Церкви – обращает в участников триумфального небесного празднества. Такова наша Церковь и ее спасительное шествие в веках.

Светодавец, Пресвятой Дух и Утешитель всех нас снабжает дарами, наделяет добродетелями, украшающими нас и отмечающими наш земной путь. Однако Бог дает всем нам разные дары. Апостол Павел говорит: “Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи? ” [7]. Каждый имеет свой дар и не вправе говорить, что дар его превосходит дар ближнего. Дары, которые дает нам Бог, таланты, которыми Он нас наделяет, мы призваны развивать и преумножать, имея высшей целью духовное совершенствование, святость и наставление ближнего, ибо ради спасения и Христос был распят. Но горе нам, если таланты, полученные от Бога, мы не умножаем, но зарываем в землю. И Бог накажет нас за наше лукавство и лень. Апостол Павел говорит коринфянам: “Ревнуйте о дарах больших” [8], что означает: ревностно ищите даров, несущих большую пользу. И дары эти зиждутся на любви. Любовь делает нас смиренными, несребролюбивыми, милостивыми, человеколюбивыми, превращает в честных и законных борцов на арене жизни. И Христос ожидает, когда сможет возложить на нашу голову венец победы, ибо “если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться” [9].

Гимнограф Харалампос Бусьяс


Ссылки:

[1] Ин.8:12

[2] 1 Ин.1:5

[3] Мф.4:16

[4] Никодим Святогорец “Еортодромион”, с.424. Венеция, 1836.

[5] Ин. 16:13

[6] 1 Петр. 1:16

[7] 1 Кор. 12:29-30

[8] 1 Кор. 12:31

[9] 2 Тим. 2:5

Пемптусия


Опубликовано 04.06.2015 | Просмотров: 101 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter