Вопросы и Ответы

Абитуриентам

Здравствуйте! Я являюсь студентом бакалавриата Московской Духовной Академии. У Вас на сайте в разделе «Особые права и преимущества, предоставляемые поступающим» содержится следующая информация: «Право приема на обучение по программам магистратуры без сдачи дополнительных вступительных испытаний, кроме собеседования, имеют лица, успешно завершившие обучение по программе бакалавриата семинарий, с которыми имеются соглашения и имеющие соответствующую рекомендацию Ученого Совета своей семинарии». Для выпускника бакалавриата МДА нужно ли сдавать экзамены при поступлении в магистратуру СПбДА? Что подразумевается под «успешно завершившие обучение»? Допускается ли наличие троек? Если экзамены сдавать нужно, то какой древний язык нужно сдавать для профиля «История Христианской Церкви»? И, поступая на этот профиль, в экзамене профильной направленности нужно ли сдавать оба предмета: «Общецерковная история» и «История РПЦ» или один из них на выбор? Что подразумевает под собой «Собеседование» в качестве устного экзамена?

Добрый день!

В указанном разделе "Особые права и преимущества, предоставляемые поступающим" под лицами, имеющими право на поступление в магистратуру в СПбДА без сдачи дополнительных вступительных испытаний, понимаются выпускники, успешно завершившие обучение по программе бакалавриата (без троек) из тех семинарий, с которыми у СПбДА имеются соответствующие соглашения.

Вам, как выпускнику из МДА, сдавать вступительные экзамены при поступлении в магистратуру СПбДА необходимо.

Поступающий на любой профиль магистратуры в СПбДА может выбрать один из двух древних языков, по которому он будет оценен:

  • латинский язык;
  • древнегреческий язык.

Также абитуриент при поступлении вправе выбрать один из трех иностранных языков:

  • английский;
  • французский;
  • немецкий.

Поступающие в магистратуру на профиль "История Христианской Церкви" из числа четырех вступительных испытаний сдают также экзамен профильной направленности, который включает "Общецерковную историю и Историю РПЦ" (оба предмета).

Собеседование с абитуриентами проводит ректор Духовной Академии и оно является первым по приоритетности вступительным испытанием.

Более подробно с условиями поступления в магистратуру, с перечнем необходимых документов, а также с Программой вступительных испытаний Вы можете ознакомиться на сайте Академии: http://spbda.ru/abitur/applicants-for-masters-full-time/

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Добрый вечер. Хотел узнать у Вас какие условия поступления в Санкт-Петербургскую семинарию, если я с Украины и закончил техникум по специальности электромонтёр? ЗНО надо сдавать? ЗНО это аналог российского ЕГЭ.

Добрый день!

Если Вы закончили техникум по специальности электромонтёр, значит у Вас среднее профессиональное образование. Правила и условия Вашего поступления в СПбДА зависят от того, на какое направление подготовки бакалавров Вы желаете поступать?

Поступающим на базе среднего профессионального и высшего образования по направлению подготовки бакалавров  «Подготовка служителей Русской Православной Церкви» необходимо сдавать:

  • Русский язык (Сочинение-экспромт) – письменный экзамен
  • Вступительное испытание профессиональной направленности – устный экзамен
  • Собеседование профессиональной направленности – устный экзамен

Поступающим на базе среднего профессионального и высшего образования по направлению подготовки бакалавров «Теология - 48.03.01»:

  • Русский язык (Сочинение-экспромт) – письменный экзамен
  • История – письменный экзамен
  • Вступительное испытание профессиональной направленности – устный экзамен
  • Собеседование профессиональной направленности – устный экзамен
Поступающим на базе среднего профессионального и высшего образования предоставление результатов ЕГЭ не требуется. Все необходимые вступительные испытания Вы будете сдавать на базе Духовной Академии.

В СПбДА обучение бесплатное, в т.ч. и для граждан Украины. Жилье для абитуриентов в период вступительных экзаменов предоставляется.

Более подробно с условиями поступления, а также с перечнем необходимых документов Вы можете ознакомиться на сайте Духовной Академии: http://spbda.ru/abitur/applicants-for-bachelor-full-time/

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Добрый день! Я собираюсь в этом году поступать в магистратуру СПбДА на библейское отделение. К сожалению, в настоящее время я не могу подать документы в канцелярию Академии лично, поскольку прохожу срочную военную службу в рядах Российской армии. Срок службы заканчивается 1-го июля и я намереваюсь прибыть в расположение Академии. На сайте Академии написано, что существует возможность отправить документы в электронном формате? Так ли это?

Добрый день!

Документы, необходимые для поступления могут быть направлены в Академию как через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167 РФ, г. Санкт-Петербург, набережная Обводного Канала, дом 17, Приемная комиссия), так и в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: priem_spbda@bk.ru.

По прибытии в Духовную Академию на вступительные испытания абитуриенту необходимо обязательно предоставить оригиналы всех документов в Приемную комиссию СПбДА.

Телефоны для справок: 8(812)717-88-85

С уважением, канцелярия СПбДА.

Здравствуйте! Моя дочь хочет поступать в Вашу иконописную школу. Мы проживаем в Белоруссии г. Брест. Мы ознакомились с документами на сайте Академии. По закону Республики Беларусь флюрографию можно делать с 17 летнего возраста. Как правильно поступить? Медицинский полис нам необходимо заранее приобрести или приобрести в случае поступления? Если заранее, то на какой минимальный срок? Если мы приедем из Белоруссии 4.07, а уедем 8.07, зачем нам регистрироваться в России или нам нужна справка о регистрации в Белоруссии? Когда будет медкомиссия?

Здравствуйте!

В целях определения состояния здоровья и его соответствия требованиям к обучению в Санкт-Петербургской Духовной Академии все поступающие в обязательном порядке предоставляют оригинал медицинской справки 086/У с приложением справки о прохождении флюорографии и сертификата о профилактических прививках. Флюорографию Вы можете сделать по прибытии в Санкт-Петербург. Медицинский полис Вы приобретете в Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления. А пока можете предоставить временный. Регистрация в РФ последует только в случае Вашего поступления в СПбДА. Абитуриенты, подавшие документы, дополнительно проходят медицинский осмотр в установленные Академией сроки. Медкомиссия будет проходить во время вступительных испытаний.

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Добрый день! Можно ли выслать документы с 20.06 по 1.07 электронной почтой, а приехать 4.07 для сдачи экзаменов? При приезде для поступления необходимо иметь при себе оригиналы документов или можно копии?

Добрый день!

Да, Вы можете выслать все необходимые документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: priem_spbda@bk.ru.

По прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные испытания абитуриенту необходимо обязательно предоставить в Приемную комиссию СПбДА оригиналы всех присланных раннее документов.

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Здравствуйте! Можно, пожалуйста, узнать интересующую информацию. В перечне вступительных в магистратуру имеется экзамен «Древней язык и Новый язык» (Древний язык – в письменной форме, Новый язык – в письменно-устной форме). Какой именно древний язык (славянский, греческий, латинский и т.д.)?

Добрый день!

Поступающий на любой профиль магистратуры в Санкт-Петербургскую Духовную Академию вправе выбрать один из двух древних языков, который он желает сдавать в качестве вступительного испытания и по которому он будет оценен:

  • латинский язык;
  • древнегреческий язык.

Более подробно с условиями поступления в магистратуру, а также с программой вступительных испытаний Вы можете ознакомиться на сайте Духовной Академии: http://spbda.ru/abitur/theological-pastoral-faculty/applicants-for-masters-full-time/

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Добрый день! Возможно ли поступить в Академию на регентское отделение заочно? Есть музыкальное средне-специальное образование, большой опыт работы регентом.

Здравствуйте!

В Санкт-Петербургской Духовной Академии на факультете церковных искусств реализуется образовательная программа бакалавриата высшего профессионального образования по двум направлениям подготовки: «Теология — 48.03.01» и «Подготовка служителей Русской Православной Церкви».

На обучение по указанной бакалаврской программе принимаются лица православного вероисповедания мужского и женского пола в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование, а также практику пения в церковном хоре не менее одного года.  Срок обучения – 4 года.

Вечернюю, заочную форму обучения и экстернат данная образовательная  программа не предусматривает.

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Здравствуйте! Можно ли украинцам поступать на «Теологию» и что для этого нужно?

Добрый день!

Согласно Правилам приема в Духовную Академию (п. 93) при приеме иностранных граждан устанавливаются те же сроки и перечень вступительных испытаний (предусмотренные разделом I, II Правил приема), что и для граждан Российской Федерации.

Однако следует подробнее изложить порядок приема иностранных граждан (владеющих русским языком), поступающих на обучение по образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки «Теология – 48.03.01».

Для поступающих на базе среднего общего образования:

- иностранные граждане имеют право сдавать общеобразовательные вступительные испытания в форме внутренних вступительных испытаний, проводимых Академией самостоятельно (прием без ЕГЭ, вне зависимости от наличия результатов ЕГЭ). Т.е. указанная категория лиц сдает следующие вступительные испытания:

  • Русский язык (Сочинение-экспромт) – письменный экзамен
  • История – письменный экзамен
  • Вступительное испытание профессиональной направленности – устный экзамен
  • Собеседование профессиональной направленности – устный экзамен

Для поступающих на базе среднего профессионального и высшего образования:

- условия поступления и перечень вступительных испытаний в данном случае для граждан Украины такие же, как и для граждан Российской Федерации.

Более подробно с порядком приема и с перечнем необходимых документов Вы можете ознакомиться на сайте Академии: http://spbda.ru/abitur/theological-pastoral-faculty/applicants-for-bachelor-full-time/

С уважением, Приемная комиссия СПбДА

Подскажите, пожалуйста, я из Беларуси. При поступлении в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на первый курс бакалавриата, какие документы нужны и какие дисциплины нужно сдавать?

Добрый день! Условия Вашего поступления на бакалавриат в СПбДА зависят от того, на какое направление подготовки Вы желаете поступать  и какое Вы имеете образование (среднее, среднее профессиональное или высшее). Если по направлению подготовки «Подготовка служителей Русской Православной Церкви», то (при наличии среднего, среднего профессионального или высшего образования) необходимо сдавать:

  • Русский язык (Сочинение-экспромт) – письменный экзамен
  • Вступительное испытание профессиональной направленности – устный экзамен
  • Собеседование профессиональной направленности – устный экзамен

Если желаете поступать по направлению подготовки «Теология» — 48.03.01, то существует следующий  порядок приема иностранных граждан (владеющих русским языком): Для поступающих на базе среднего общего образования: - иностранные граждане имеют право сдавать общеобразовательные вступительные испытания в форме внутренних вступительных испытаний, проводимых Академией самостоятельно (прием без ЕГЭ, вне зависимости от наличия результатов ЕГЭ). Т.е. указанная категория лиц сдает следующие вступительные испытания:

  • Русский язык (Сочинение-экспромт) – письменный экзамен
  • История – письменный экзамен
  • Вступительное испытание профессиональной направленности – устный экзамен
  • Собеседование профессиональной направленности – устный экзамен

Для поступающих на базе среднего профессионального и высшего образования:

- условия поступления и перечень вступительных испытаний в данном случае для граждан Беларуси такие же, как и для граждан Российской Федерации, т.е. Вам необходимо сдавать:

  • Русский язык (Сочинение-экспромт) – письменный экзамен
  • История – письменный экзамен
  • Вступительное испытание профессиональной направленности – устный экзамен
  • Собеседование профессиональной направленности – устный экзамен

Более подробно с условиями поступления и перечнем необходимых документов Вы можете ознакомиться на сайте Академии: http://spbda.ru/abitur/theological-pastoral-faculty/applicants-for-bachelor-full-time/

С уважением, Приемная Комиссия Санкт-Петербургской Духовной Академии

Добрый день! Может ли абитуриент в магистратуру параллельно подавать документы в другой ВУЗ духовной направленности (в порядке, принятом при поступлении в светские учреждения)?

Добрый день!

Согласно Правилам приема на образовательную программу магистратуры, количество ВУЗов для одновременной подачи заявлений (прошений) о приеме – неограничено. Но оригиналы всех документов необходимо представить по прибытии на вступительные экзамены в Приемную комиссию Санкт-Петербургской Духовной Академии.

С уважением, Приемная Комиссия СПбДА.

Добрый день! Можно ли мне поступать, если мне в мае будет уже 32 года, но есть музыкальная школа и певческие вечерние курсы за плечами? Пою в храме третий год. Спасибо.

Здравствуйте! На обучение по образовательным программам бакалавриата высшего профессионального образования Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви по направлениям подготовки «Теология — 48.03.01» и «Подготовка служителей Русской Православной Церкви» принимаются лица православного вероисповедания мужского и женского пола, имеющие среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование, а также музыкальное образование – в возрасте от 18 до 30 лет, без музыкального образования – от 18 до 25 лет.

С уважением, Приемная Комиссия Санкт-Петербургской Духовной Академии

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, потребуется ли сдача ЕГЭ, если я хочу поступить к вам на регентское отделение после музыкального училища (колледжа)?

Добрый день!

Если Вы заканчиваете музыкальный колледж, значит, на момент поступления в Санкт-Петербургскую Духовную Академию Вы будете иметь среднее профессиональное музыкальное образование.

Поступающим на базе среднего профессионального и высшего образования предоставление результатов ЕГЭ не требуется. Все необходимые вступительные испытания Вы будете сдавать на базе Духовной Академии.

При этом условия Вашего поступления и программа вступительных испытаний зависят от того, на какое направление подготовки бакалавров Вы желаете поступать?

Поступающим на базе среднего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров  «Подготовка служителей Русской Православной Церкви» необходимо сдавать:

  • Русский язык (сочинение на библейскую или церковно-историческую тему) – письменный экзамен
  • Вступительное испытание профессиональной направленности(«Библейская история Ветхого и Нового Завета, Церковный устав, музыкальный экзамен») – устный экзамен
  • Собеседование профессиональной направленности (включая знание основных молитв и проверку чтения на церковнославянском языке) – устный экзамен

Поступающим на базе среднего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Теология - 48.03.01»:

  • Русский язык (сочинение на библейскую или церковно-историческую тему) – письменный экзамен
  • История– письменный экзамен
  • Вступительное испытание профессиональной направленности(«Библейская история Ветхого и Нового Завета, Церковный устав, музыкальный экзамен») – устный экзамен
  • Собеседование профессиональной направленности(включая знание основных молитв и проверку чтения на церковнославянском языке) – устный экзамен

Более подробно с условиями поступления, а также с перечнем необходимых документов Вы можете ознакомиться на сайте Духовной Академии: http://spbda.ru/abitur/church-art-faculty/applicants-for-sacred-music-department/

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Здравствуйте. Я хотел бы узнать подробнее о Подготовительном отделении Академии: каковы условия приема, длительность обучения, какие документы и до какого числа нужно подать. Что дает обучение в плане знаний и перспектив получения дальнейшего образования в академии по программе бакалавриата?

Добрый день!

На обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию по дополнительной образовательной программе бакалавриата, профилю «Подготовительный курс бакалавриата» отдельного конкурсного набора не проводится. Прием осуществляется по результатам вступительных испытаний на первый курс по основной образовательной программе. На «Подготовительный курс бакалавриата» зачисляются те абитуриенты, которые в общем потоке участвовали во вступительных испытаниях на основную образовательную программу бакалавриата, но не прошли по конкурсу и не были зачислены на 1 курс.

Однако некоторые из абитуриентов, непрошедших по конкурсу, по результатам итогового заседания Приемной комиссии, могут быть рекомендованы к зачислению на дополнительную образовательную программу. Срок обучения на «Подготовительном курсе бакалавриата» – 1 год.

За период обучения сроком в один учебный год  по дополнительной образовательной программе студенты могут повысить свой уровень знаний, что позволяет им быть хорошо подготовленными при сдаче экзаменов для поступления на 1 курс основной образовательной программы бакалавриата.

Следует отметить, что результаты выпускных экзаменов на подготовительном отделении засчитываются в качестве вступительных испытаний на основную образовательную программу. При этом выпускники «Подготовительного курса бакалавриата» участвуют в общем конкурсе. Выпускники, успешно сдавшие необходимые экзамены и прошедшие по конкурсу, могут быть рекомендованы к зачислению на 1 курс бакалавриата по основной образовательной программе.

Более подробно с порядком приема и с перечнем необходимых документов Вы можете ознакомиться на сайте Академии:  http://spbda.ru/abitur/theological-pastoral-faculty/applicants-for-bachelor-full-time/

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Добрый день. В правилах приема на 2017-2018 учебный год, в общем положении (5 пункте), указано возрастное ограничение для поступающих на заочную форму обучения по программе бакалавриата — от 35 до 50 лет. На момент поступления мне будет 31 год. По ряду причин я не могу поступать на очную форму обучения. Что нужно сделать для поступления на заочную форму обучения при моем возрасте?

Да, на образовательную программу бакалавриата заочной формы обучения принимаются лица в возрасте от 35 до 50 лет. Поэтому Вам по возрастному критерию не представляется возможным поступать на заочную форму обучения данной образовательной программы.

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Скажите, могу ли я поступить в Ваш Вуз в магистратуру, если я окончила бакалавриат по профилю психология в образовании?

В Санкт-Петербургскую Духовную Академию на обучение по образовательной программе магистратуры по направлению подготовки «Подготовка служителей Русской Православной Церкви» принимаются лица, успешно закончившие духовные семинарии со степенью бакалавра. Т.е. в связи с образовательной спецификой нашей религиозной организации набор на магистерскую программу осуществляется только из числа лиц, успешно окончивших бакалавриат духовных образовательных организаций.

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Могу ли я поступить в Духовную Академию с документом об обучении в колледже, без диплома?

Да, Вы можете поступать в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В Вашем случае, если Вы имеете только справку об обучении в колледже, без его фактического окончания (не имея на руках соответствующий диплом), то при приеме документов Вы будете рассматриваться как абитуриент, имеющий базу среднего общего образования. Ввиду этого Вы будете сдавать и соответствующие вступительные испытания.

Более подробная информация для абитуриентов о порядке приема представлена на сайте Академии: http://spbda.ru/

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Добрый день. Мне 28 лет, имею высшее техническое образование (окончил специалитет очно) и юридическое (окончил магистратуру заочно), работаю на гос. службе. Осознав свое истинное предназначение, принял решение поступать в Вашу академию. Скажите, пожалуйста, на какую форму обучения я могу поступить (очная, заочная) и на какой профиль (бакалавриат, магистратура)? Заранее благодарен за ответ. Да хранит Вас Господь.

Добрый день! В связи с образовательной спецификой нашей религиозной организации набор на магистерскую программу осуществляется только из числа лиц, успешно окончивших бакалавриат духовных образовательных организаций. Поэтому в Вашем случае Вы можете поступать на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию только по образовательной программе бакалавриата. По возрастному критерию – на очную форму обучения. Условия Вашего поступления на бакалавриат в СПбДА будут зависеть от того, на какое направление подготовки Вы решите поступать («Подготовка служителей Русской Православной Церкви» или «Теология» — 48.03.01).

Более подробно с условиями поступления на бакалаврскую программу Вы можете ознакомиться на сайте Академии: http://spbda.ru/abitur/theological-pastoral-faculty/applicants-for-bachelor-full-time/

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, при поступлении на регентское отделение сдаётся ли устный экзамен по истории России?

Для поступления на бакалаврскую программу по направлению «Теология - 48.03.01» (профиль подготовки «Церковно-дирижерское искусство») абитуриентам, поступающим на базе среднего общего образования, необходимо по истории предоставить результаты ЕГЭ. Поступающие же на базе среднего профессионального и высшего образования сдают письменный экзамен по истории на базе Духовной Академии.

Более подробно с условиями поступления и программой вступительных испытаний Вы можете ознакомиться на сайте Академии: http://spbda.ru/abitur/church-art-faculty/applicants-for-sacred-music-department/

С уважением, Приемная комиссия СПбДА.

Здравствуйте! В этом году планирую поступать в магистратуру. Необходимые для поступления документы следует прислать заранее по почте или можно их привезти с собой, когда приеду для сдачи вступительных экзаменов? Если возможен второй вариант, то когда следует приехать? Знаю, что подача документов длится до 3 июля. Спасибо.

Добрый день!

В текущем 2017 году заезд абитуриентов в расположение Духовной Академии планируется накануне за 1-2 дня до начала вступительных испытаний. Вам необходимо, прежде всего, в указанные сроки приема (с 19 июня по 3 июля) подать документы в Приемную комиссию до начала вступительных испытаний. Поэтому Вы можете подать все документы (оригиналы) в Приемную комиссию по прибытии в Академию для сдачи вступительных экзаменов.

С уважением, Приемная Комиссия Санкт-Петербургской Духовной Академии

Научная деятельность

Меня зовут Николай, мне 26 лет, родился и вырос в Петербурге, получил здесь высшее педагогическое образование. Я православный христианин, крещен и причащался с детства, но сознательно пришел к Церкви около 3 лет назад. У меня очень велика жажда богословских знаний, и когда я увидел список предметов, изучаемых в семинарии и академии и распорядок дня семинариста, я понял, что это именно тот распорядок, по которому я хочу жить и те предметы, которые я хочу знать. Вместо часа в день, который я могу выкроить сейчас, у меня будет весь день на познание Слова Божия и всего лучшего, что накоплено Его народом за 2000 лет. В общем я понял, что хотел бы учиться в семинарии. Но я не вижу себя священнослужителем. Я знаю несколько языков, жил в разных странах и, возможно, мог бы и был бы рад служить и приносить Церкви, но священнослужителем я себя представить не могу. Миссионерская, социальная работа – это то, что мне интересно. Как вы думаете стоит ли поступать в семинарию, не имея намерения стать священником?

История Русской Православной Церкви знает немало примеров того, как лица не в священном сане принесли огромную пользу Церкви. Прежде всего приходит на ум плеяда наших дореволюционных ученых-профессоров духовных академий, вклад которых в русское богословие просто неоценим.

Посмотрите на эти имена – Н.Н. Глубоковский, П.А. Юнгеров, А.П. Лопухин, И.Н. Корсунский и десятки, даже сотни других. Современники называли Александра Павловича Лопухина, профессора  нашей духовной академии, "аскетом умственного труда", – и благодаря ему мы имеем единственную (!) толковую Библию на русском языке и переводы свт. Иоанна Златоуста на русский. И.Н. Корсунский, профессор МДА, прославился не только своей ученостью, но и деятельным участием в работе благотворительных братств...

В свете этого автор вопроса, как человек, уже знающий иностранные языки, может рассматривать в качестве служения Церкви не только священнический путь, но и служение своим интеллектом, своими знаниями, а также через участие в работе христианских организаций, через миссионерско-катехизаторскую деятельность. Кажется целесообразным для автора вопроса поступить на бакалавриат духовной академии. Само по себе обучение в академии, умножение не только интеллектуальных богословских знаний, но и духовного опыта, позволит выбрать тот путь служения Богу и ближним, который максимально задействует таланты человека и позволит принести пользу людям.

Протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе

Подскажите, могут ли на защите магистерской диссертации принять решение о присвоении ученой степени кандидат богословия, если о том есть ходатайство в отзыве рецензента? Возможно ли прикрепление в качестве соискателя ученой степени кандидата богословия церковно-исторической кафедры? Какие необходимы предпринять для этого шаги?

Нет, не может. Присвоение ученой степени, как и в светской системе, возможно только при обучении в аспирантуре или на соискательстве при обязательной сдаче экзаменов кандидатского минимума и защите на диссертационном совете при наличии отзывов ведущей организации и двух официальных оппонентов. Отмеченная на защите магистерская диссертация может быть доработана до уровня кандидатской и защищена с соблюдением перечисленных выше правил.

Поступление на соискание ученой степени на церковно-историческую кафедру возможно для лиц с высшим образованием. Необходимо летом подать документы, в том числе определиться и договориться с предполагаемым научным руководителем, который заполняет соответствующую рекомендацию. В конце августа необходимо сдать вступительные экзамены - по философии, иностранному языку и специальности, а для лиц, не имеющих богословского образования - еще и специальный экзамен по богословским дисциплинам.

Прот. Константин Костромин, зав. аспирантурой СПбПДА

Здравствуйте! Я врач-психотерапевт, доцент. При проведении семинаров по психотерапии обнаружил значительные расхождения русского перевода из диалога «Хармид» Платона с немецким переводом. Обратился к первоисточнику и хотя я не знаю древнегреческого, но перевод отдельных слов навел меня на мысль о ложности перевода на русский язык. Прошу Вашей помощи и консультации.

Продолжение вопроса:

Итак, по порядку. Русский перевод:

«…Ибо, - говорит он, - всё - и хорошее и плохое - порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из нее всё проистекает, точно так же как в глазах всё проистекает от головы. Потому-то и надо, прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все остальное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу, дорогой мой, должно известными заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как верные речи: от этих речей в душе укореняется рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела».

Платон Собрание сочинений в 4 т.: Т. I/Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - с.345

Немецкий перевод:

"Denn alles, sagte er, entspränge aus der Seele, Böses und Gutes dem Leibe und dem ganzen Menschen, und ströme ihm von dorther zu wie aus dem Kopfe den Augen. Jenes also [157 St.2 A] müsse man zuerst und am sorgfältigsten behandeln, wenn es um den Kopf und auch um den ganzen Leib gut solle stehen. Die Seele aber, mein Guter, sagte er, werde behandelt durch gewisse Besprechungen, und diese Besprechungen wären hervorragende Gespräche. Denn durch solche Gespräche entstehe in der Seele Besonnenheit, und wenn diese entstanden und da wäre, würde es leicht, Gesundheit auch dem Kopf und dem übrigen Körper zu verschaffen".

CHARMIDES. (De temperantia) Nach der Übersetzung von Friedrich E. D. Schleiermacher in: Platons Werke, ersten Teiles zweiter Band, dritte Auflage, Berlin 1855,bearbeitet.

Мой перевод с немецкого на русский язык:

"Итак, всё, говорил он, взяло начало из души: вредное и хорошее [зло и добро] для тела и для человека в целом, и устремляется к нему [т.е. к человеку] оттуда как [например] из головы к глазам. Итак, то [т.е. вредное] нужно сначала и добросовестнейше [син.: самым тщательным образом] лечить, если хорошо должно быть в голове и также во всём теле. А душа, мой хороший, говорил он, должна лечиться посредством определённых обсуждений [размышлений], и эти обсуждения [чтобы] были бы яркими [выразительными] разговорами. Так как посредством таких разговоров возникает в душе благоразумие, и если это возникает и там было бы, стало бы легко добиться здоровья также головы и остального организма".

Явное расхождение налицо. Тогда я взял оригинал:

"Πάντα γὰρ ἔφη ἐκ τῆς ψυχῆς ὡρμῆσθαι καὶ τὰ κακὰ καὶ τὰ ἀγαθὰ τῷ σώματι καὶ παντὶ τῷ ἀνθρώπῳ, καὶ ἐκεῖθεν ἐπιρρεῖν ὥσπερ ἐκ τῆς κεφαλῆς ἐπὶ [157a] τὰ ὄμματα· δεῖν οὖν ἐκεῖνο καὶ πρῶτον καὶ μάλιστα θεραπεύειν, εἰ μέλλει καὶ τὰ τῆς κεφαλῆς καὶ τὰ τοῦ ἄλλου σώματος καλῶς ἔχειν. θεραπεύεσθαι δὲ τὴν ψυχὴν ἔφη, ὦ μακάριε, ἐπῳδαῖς τισιν, τὰς δ' ἐπῳδὰς ταύτας τοὺς λόγους εἶναι τοὺς καλούς· ἐκ δὲ τῶν τοιούτων λόγων ἐν ταῖς ψυχαῖς σωφροσύνην ἐγγίγνεσθαι, ἧς ἐγγενομένης καὶ παρούσης ῥᾴδιον ἤδη εἶναι τὴν ὑγίειαν καὶ τῇ κεφαλῇ καὶ τῷ ἄλλῳ [157b] σώματι πορίζειν".

Сопоставив оба отрывка, я получил следующее:

"Итак всё, говорил он, проистекает из души (ψυχῆς): злое (κακὰ) и доброе (ἀγαθὰ) [вредное и хорошее] как для тела (σώματι), так и для человека в целом (παντὶ τῷ ἀνθρώπῳ), и устремляется к нему оттуда из головы (κεφαλῆς ) к глазам (ὄμματα ). Итак, то [т.е. вредное] нужно сначала и добросовестнейшим образом [самым тщательным образом] лечить (θεραπεύειν ), если хорошо будет в голове, то и во всём теле. А душа, мой хороший, говорил он, должна лечиться (θεραπεύεσθαι) посредством определённых обсуждений [размышлений] (μακάριε ἐπῳδαῖς ), и эти обсуждения (ἐπῳδὰς) чтобы были яркими (καλούς ) [выразительными] разговорами (λόγους ). Так как посредством таких разговоров (λόγων) возникает в душе (ψυχαῖς) благоразумие (σωφροσύνην ), и если это возникает (ἐγγενομένης ) и там продолжает быть (ἐγγίγνεσθαι ), то легко приобрести (πορίζειν ) здоровье (ὑγίειαν ), как в голове, так и в остальном организме".

Конечно, Шлейермахер поэтичное и весьма меткое греческое словосочетание μακάριε ἐπῳδαῖς (блаженные эподы) заменил сухим и прагматичным gewisse Besprechungen (известными обсуждениями), однако это никак не «известные заклинания». Далее: καλούς λόγους (удачные суждения) он перевёл как hervorragende Gespräche (яркие разговоры), но ведь это никак не «верные речи»?

Прошу Вас помочь мне с точным переводом этого греческого абзаца!

Ответ:

Такой перевод видится более правильным:

"Ведь, говорил он, из души начинает свое движение все, что является злом и благом - как для тела, так и для человека в целом, и проистекает оттуда подобно тому, как от головы к глазам [литературнее и по контексту будет сказать многословнее: как голова становится причиной того, что происходит с глазами]. Потому-то эта часть должна быть излечена в первую очередь и наилучшим образом, дабы и в голове, и во [всем] остальном теле все стало прекрасно. Утверждал он, о, блаженный мой [, ὦ μακάριε, - относится к адресату речи, т.е. Хармиду], что излечивают душу некие напевы; такие напевы - это прекрасные речи [я бы предпочел оставить просто «логосы», т.к. это слово у Платона имеет вполне определенный технический смысл]. От подобных речей в душах появляется здравомыслие [можно перевести и «благоразумие»], поскольку же они появились и присутствуют там, то несложно обрести здоровье - как для головы, так и для [всего] остального тела".

Роман Викторович Светлов, доктор философских наук, декан факультета философии, богословия и религиоведения РХГА, профессор СПбДА

Разное

Подскажите, пожалуйста, где и как можно приобрести диск «Библейские исследования. Выпуск 1. Евангелие от Иоанна в русской библеистике до 1917 г.», а также «Христианское чтение» в Москве и в каком магазине? Возможно ли его приобрести наложенным платежом?

Позвольте выразить признательность за Ваш интерес к изданиям Санкт-Петербургской православной духовной академии. К сожалению, в настоящее время с приобретением изданий есть некоторые сложности, однако в ближайшее время, надеемся, эти проблемы будут решены - по благословению епископа Амвросия, ректора СПбПДА, начато создание Издательства СПбПДА как самостоятельной структуры.

Таким образом, уже в августе с.г. вновь созданное Издательство сможет начать полноценную работу как по распространению уже имеющихся изданий академии, так и по выпуску новых. К тому же времени будет открыт обновленный сайт Издательства, содержащий исчерпывающую информацию как по продукции Издательства, так и по способам приобретения оной.

С уважением, Волужков Дмитрий Владимирович, директор Издательства СПбПДА

При исповеди некоторые священники сразу накрывают епитрахилью, а другие только при чтении разрешительной молитвы. Как правильно и есть ли какие-нибудь канонические предписания по этому поводу?
Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте рассмотрим Последование Исповеди, содержащееся в Требнике. В этом последовании прямо указывается, что духовник приводит кающегося к Исповеди "непокровенна", т.е. не накрывая епитрахилью. Причем, здесь также указывается на то, что даже стоять во время Исповеди кающийся должен прямо, а не склонившись над аналоем. Это предписание не случайно, ведь оно указывает на тот свободный, открытый диалог, который должен присутствовать в отношениях священника и исповедающегося. Ведь зачастую не только слова, но и поведение, и взгляд человека могут раскрыть то, что лежит на его сердце, а, как мы знаем, задача духовника состоит в том, чтобы помочь человеку увидеть его действительное состояние (а не только то, которое он описывает, иногда самообманываясь). И только после окончания беседы духовник говорит исповеднику: "Поклонися" (т.е. только в этот момент накрывает кающегося епитрахилью), и произносит над ним разрешительную молитву. Как видите, не накрывая исповедающегося епитрахилью, священник исполняет то, что предписывается церковным уставом. В этой связи возникает вопрос несколько иного характера, смогут ли сегодняшние кающиеся, стоя прямо перед священнослужителем и смотря ему в глаза, рассказать о себе? Очень непросто рассказать все самое плохое и стыдное о себе человеку в лицо. Поэтому такая практика, когда священник накрывает кающегося епитрахилью до разрешительной молитвы, хоть и создает более комфортные психологические условия для исповедающегося, но все же является отступлением от принципов Исповеди, изложенных в Чинопоследовании. Может и не стоит говорить о "педагогическом" эффекте от разговора лицом-к-лицу, однако этот эффект предусмотрен и присутствует в Исповеди: тяжелее сделать поступок, зная, что потом придется рассказать о нем, глядя в глаза. Но, как бы там ни было, в какой бы форме не проводилась Исповедь, результат её один: при искреннем раскаянии и обещании не грешить, кающийся получает полное разрешение от грехов. Священник Глеб Санюк
Здравствуйте! Почему Папа Римский бреет бороду, ведь Рим считает себя преемником апостола Петра, а он выглядел иначе, и Христос тоже не брился, откуда такая традиция у католиков?
Традиция брить бороды - это римская традиция, поэтому мы можем встретить портреты пап как с бородой, так и нет. Это связано только лишь с культурными особенностями римской цивилизации. Апостол Петр был с Востока, поэтому носил бороду. Рим же является его кафедрой в вопросе апостольского служения, а не внешнего вида, поэтому борода как обязательный атрибут не рассматривается. Преподаватель СПбПДА иеромонах Иларион (Резниченко)
Благословите! Существует ли официальное мнение отцов Церкви о том, можно ли причащаться женщинам в «нечистоте»?
Официального мнения отцов не существует, так как официальное мнение может сформулировать только соборная полнота Церкви. Но существует традиция, принятая как всеобщая на основании мнения отцов Церкви, что ходить в храм и прикладываться к святыням во время женской нечистоты можно (хотя и здесь есть разные мнения), но причащаться все-таки не дозволяется. Такой подход является в некоторой степени устаревшим, так как основывался на ветхозаветном подходе в вопросах чистоты и нечистоты. Современные пастыри достаточно осторожно высказывают мнение о том, что данную практику необходимо пересмотреть. Например, при мужской нечистоте таких строгих прещений нет, в особенности для священника. Таким образом, на данный момент можно наблюдать негласную практику разрешения причастия в нечистоте (когда ставится под вопрос самое понятие "нечистого" как нехарактерного для Евангелия) и ее безусловного запрета. Преподаватель СПбПДА иеромонах Иларион (Резниченко)
Скажите пожалуйста, при совершении Таинства Крещения можно ли в купель наливать святую воду, в частности Крещенскую (если нет, то какие каноны и правила на это указывают), либо нужно использовать простую и освящать её как в чине?
Чинопоследование Крещения предполагает освящение воды в процессе Таинства, а не использование уже освященной. Практика использовать Крещенскую воду стала распространяться для удобства при необходимости экономии времени, что не совсем правильно. Преподаватель СПбПДА иеромонах Иларион (Резниченко)
Почему в храм Божий мы не входим и не молимся босиком, как мусульмане? Ведь и Моисею было заповедано разуться на святой горе.
Храм не является единственным местом присутствия Божия, иначе приходилось бы всегда ходить босиком. Здесь вопрос в другом. Случай с Моисеем - совершенно особенное событие, детали которого важны именно в контексте этого события, и не обязательно распространять их на всех людей (например, Бог заповедует израильтянам носить с собой лопатки для гигиенических целей, но это было тогда и для той ситуации). Поэтому быть в храме босиком или нет - вопрос традиции, которая присутствует не только у мусульман, но и в православных церквях Японии, например, где принято разуваться. В России из-за своеобразного климата разуваться в храме было бы крайне неудобно. Все-таки главная цель прихода в храм - это встреча с Богом, а не соблюдение внешней обрядности.
«Кто, Божественною силою Христовою укрепляем, не возненавидит прежде от всего сердца своего всего мирского и плотского, тот никак не может исполнить заповедей Христовых», — пишет преподобный Симеон Новый Богослов. О каком именно «мирском и плотском» идет речь?
Мирское и плотское - это прихоти нашего тела, идущие в противоречие с устремлениями души и духа, а также прихоти внешнего мира, идущие в противоречие с ними же. То есть, главный советник человека должен быть не комфортный быт и соответствие обществу, а просвещенное благодатью сердце. Преподаватель СПбПДА иеромонах Иларион (Резниченко)
Подскажите, пожалуйста, когда лучше всего человеку принимать Таинство Крещения, в младенчестве или в возрасте? От чего это зависит?
Принимать Крещение в каком-либо определенном возрасте - решение самого человека или его родителей (если речь о детях). Нужно учитывать, что Крещение нас приводит к главной встрече с Богом - Таинству Евхаристии, поэтому с данной точки зрения, безусловно, лучше принимать Крещение в раннем возрасте. Но к такому решению необходимо подходить с ответственностью (речь о крещении детей), чтобы в зрелом возрасте из-за отсутствия здравого воспитания в христианской вере ребенок не оттолкнул Церковь от своей жизни. Преподаватель СПбПДА иеромонах Иларион (Резниченко)
Здраствуйте. Хотелось бы узнать вот такой момент. Я связан с храмом уже достаточно давно, 15 лет примерно. Являюсь обычным пономарем. Мой духовный наставник в начале месяца намекнул мне на поступление в духовную академию. И я задался вопросом. По сути дела, я знаю службу наизусть, знаю, что, когда и как. Но каких-то углубленных знаний у меня нет. На данный момент времени мне даже не понятно значение слова «катехизис». Читать умею, Библию и Евангелие знаю, но, как обычный человек, который приходит в храм помочь во время службы священнику и помолиться о здравии близких, и о умерших не забываю. Есть ли возможность у меня поступить к вам в академию на бакалавриат, очную форму обучения? Нужен четкий вопрос. Душа лежит к этому, все таки столько времени связан с храмом, но, посмотрев все эти вступительные экзамены понял, что ничего не знаю. И это очень ответственный шаг, я считаю. Помогите разобраться, прошу Вас. Заранее спаси Вас Господь.

Здравствуйте!

Если Вы действительно чувствуете призвание и Ваш духовник свидетельствует о том, что это ощущение подлинное, то без сомнения идите в Духовную академию. Конечно, Вам будет необходимо подготовиться к экзаменам, но всему действительно важному и необходимому в священническом служении Вы научитесь именно здесь. Есть много примеров людей, которые также как и Вы ничего практически не знали, когда собирались поступать, но, немного подготовившись, с Божией помощью поступили. Кроме того у нас имеется подготовительное отделение, на которое определяются те, чьих знаний пока недостаточно для обучения на бакалавриате, но которые показали себя хорошо с духовной стороны, что намного важнее, потому что знания можно получить, уже обучаясь в духовной школе, но правильный духовный настрой должен быть с самого начала. Помолитесь и решайтесь, Бог Вам в помощь.

Здравствуйте! Я врач-психотерапевт, доцент. При проведении семинаров по психотерапии обнаружил значительные расхождения русского перевода из диалога «Хармид» Платона с немецким переводом. Обратился к первоисточнику и хотя я не знаю древнегреческого, но перевод отдельных слов навел меня на мысль о ложности перевода на русский язык. Прошу Вашей помощи и консультации.

Продолжение вопроса:

Итак, по порядку. Русский перевод:

«…Ибо, - говорит он, - всё - и хорошее и плохое - порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из нее всё проистекает, точно так же как в глазах всё проистекает от головы. Потому-то и надо, прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все остальное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу, дорогой мой, должно известными заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как верные речи: от этих речей в душе укореняется рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела».

Платон Собрание сочинений в 4 т.: Т. I/Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - с.345

Немецкий перевод:

"Denn alles, sagte er, entspränge aus der Seele, Böses und Gutes dem Leibe und dem ganzen Menschen, und ströme ihm von dorther zu wie aus dem Kopfe den Augen. Jenes also [157 St.2 A] müsse man zuerst und am sorgfältigsten behandeln, wenn es um den Kopf und auch um den ganzen Leib gut solle stehen. Die Seele aber, mein Guter, sagte er, werde behandelt durch gewisse Besprechungen, und diese Besprechungen wären hervorragende Gespräche. Denn durch solche Gespräche entstehe in der Seele Besonnenheit, und wenn diese entstanden und da wäre, würde es leicht, Gesundheit auch dem Kopf und dem übrigen Körper zu verschaffen".

CHARMIDES. (De temperantia) Nach der Übersetzung von Friedrich E. D. Schleiermacher in: Platons Werke, ersten Teiles zweiter Band, dritte Auflage, Berlin 1855,bearbeitet.

Мой перевод с немецкого на русский язык:

"Итак, всё, говорил он, взяло начало из души: вредное и хорошее [зло и добро] для тела и для человека в целом, и устремляется к нему [т.е. к человеку] оттуда как [например] из головы к глазам. Итак, то [т.е. вредное] нужно сначала и добросовестнейше [син.: самым тщательным образом] лечить, если хорошо должно быть в голове и также во всём теле. А душа, мой хороший, говорил он, должна лечиться посредством определённых обсуждений [размышлений], и эти обсуждения [чтобы] были бы яркими [выразительными] разговорами. Так как посредством таких разговоров возникает в душе благоразумие, и если это возникает и там было бы, стало бы легко добиться здоровья также головы и остального организма".

Явное расхождение налицо. Тогда я взял оригинал:

"Πάντα γὰρ ἔφη ἐκ τῆς ψυχῆς ὡρμῆσθαι καὶ τὰ κακὰ καὶ τὰ ἀγαθὰ τῷ σώματι καὶ παντὶ τῷ ἀνθρώπῳ, καὶ ἐκεῖθεν ἐπιρρεῖν ὥσπερ ἐκ τῆς κεφαλῆς ἐπὶ [157a] τὰ ὄμματα· δεῖν οὖν ἐκεῖνο καὶ πρῶτον καὶ μάλιστα θεραπεύειν, εἰ μέλλει καὶ τὰ τῆς κεφαλῆς καὶ τὰ τοῦ ἄλλου σώματος καλῶς ἔχειν. θεραπεύεσθαι δὲ τὴν ψυχὴν ἔφη, ὦ μακάριε, ἐπῳδαῖς τισιν, τὰς δ' ἐπῳδὰς ταύτας τοὺς λόγους εἶναι τοὺς καλούς· ἐκ δὲ τῶν τοιούτων λόγων ἐν ταῖς ψυχαῖς σωφροσύνην ἐγγίγνεσθαι, ἧς ἐγγενομένης καὶ παρούσης ῥᾴδιον ἤδη εἶναι τὴν ὑγίειαν καὶ τῇ κεφαλῇ καὶ τῷ ἄλλῳ [157b] σώματι πορίζειν".

Сопоставив оба отрывка, я получил следующее:

"Итак всё, говорил он, проистекает из души (ψυχῆς): злое (κακὰ) и доброе (ἀγαθὰ) [вредное и хорошее] как для тела (σώματι), так и для человека в целом (παντὶ τῷ ἀνθρώπῳ), и устремляется к нему оттуда из головы (κεφαλῆς ) к глазам (ὄμματα ). Итак, то [т.е. вредное] нужно сначала и добросовестнейшим образом [самым тщательным образом] лечить (θεραπεύειν ), если хорошо будет в голове, то и во всём теле. А душа, мой хороший, говорил он, должна лечиться (θεραπεύεσθαι) посредством определённых обсуждений [размышлений] (μακάριε ἐπῳδαῖς ), и эти обсуждения (ἐπῳδὰς) чтобы были яркими (καλούς ) [выразительными] разговорами (λόγους ). Так как посредством таких разговоров (λόγων) возникает в душе (ψυχαῖς) благоразумие (σωφροσύνην ), и если это возникает (ἐγγενομένης ) и там продолжает быть (ἐγγίγνεσθαι ), то легко приобрести (πορίζειν ) здоровье (ὑγίειαν ), как в голове, так и в остальном организме".

Конечно, Шлейермахер поэтичное и весьма меткое греческое словосочетание μακάριε ἐπῳδαῖς (блаженные эподы) заменил сухим и прагматичным gewisse Besprechungen (известными обсуждениями), однако это никак не «известные заклинания». Далее: καλούς λόγους (удачные суждения) он перевёл как hervorragende Gespräche (яркие разговоры), но ведь это никак не «верные речи»?

Прошу Вас помочь мне с точным переводом этого греческого абзаца!

Ответ:

Такой перевод видится более правильным:

"Ведь, говорил он, из души начинает свое движение все, что является злом и благом - как для тела, так и для человека в целом, и проистекает оттуда подобно тому, как от головы к глазам [литературнее и по контексту будет сказать многословнее: как голова становится причиной того, что происходит с глазами]. Потому-то эта часть должна быть излечена в первую очередь и наилучшим образом, дабы и в голове, и во [всем] остальном теле все стало прекрасно. Утверждал он, о, блаженный мой [, ὦ μακάριε, - относится к адресату речи, т.е. Хармиду], что излечивают душу некие напевы; такие напевы - это прекрасные речи [я бы предпочел оставить просто «логосы», т.к. это слово у Платона имеет вполне определенный технический смысл]. От подобных речей в душах появляется здравомыслие [можно перевести и «благоразумие»], поскольку же они появились и присутствуют там, то несложно обрести здоровье - как для головы, так и для [всего] остального тела".

Роман Викторович Светлов, доктор философских наук, декан факультета философии, богословия и религиоведения РХГА, профессор СПбДА

Учебный процесс

Можно ли поступать в аспирантуру, имея высшее светское (экономическое) образование, учёную степень кандидата экономических наук и духовное образование (Санкт-Петербургская духовная академия бакалавриат (заочно))? Обязательно ли для обучения в аспирантуре в данном случае заканчивать заочно магистратуру духовной академии?

Согласно п.2 Положения об аспирантуре «на основные образовательные программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) СПбПДА на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста, дипломом магистра или дипломом духовной академии (до выпуска 2010 года включительно)».

Вы можете поступать в аспирантуру, причем при поступлении как кандидату наук и выпускнику семинарии Вам не нужно сдавать вступительные экзамены. Более того, Вам будут перезачтены кандидатские экзамены, кроме специальности.

свящ. Константин Констромин, заведующий аспирантурой СПбПДА

Я иностранный гражданин (Литовской Республики), на данный момент проживающий в Санкт-Петербурге, и хотел бы узнать поподробнее об условиях поступления в СПбПДА. Кроме того, хотел узнать не намечается ли у Вас в ближайшее время проведение дня открытых дверей? Буду благодарен Вам за любую информацию.

Вся информация для абитуриентов находится на сайте Учебный процесс в разделе "абитуриентам" http://www.edus.spbda.ru/abitur. Также для абитуриентов СПбПДА имеется возможность предварительно подать документы через электронную форму на сайте http://www.edus.spbda.ru/abitur/anket. Информация о проведении дня открытых дверей будет заблаговременно размещена на сайте.

Редакция сайта

Вопрос заведующему аспирантурой Санкт-Петербургской духовной академии: Почему поступление в аспирантуру путем соискания ученой степени кандидата богословия осуществляется посредством вступительных экзаменов, тогда нет никакой разницы между поступлением на заочную форму обучения и соискательством?
Прежде всего необходимо отметить, что разница между аспирантурой и соискательством колоссальная, несмотря на то, что поступление на эти программы одинаковое. Аспирантура предполагает, во-первых, посещение занятий три раза в неделю. Это философия науки, иностранные языки - современный и древние, методика научной работы и семинары по специальности. Т.е. аспирантура предполагает очное обучение. Во-вторых, аспирантура рассчитана на быстрое написание диссертации, т.е. предполагается, что учащийся аспирантуры живет в Петербурге, иногда даже в самой академии и активно участвует в ее жизни. Соискательство же предполагает дистанционную самостоятельную подготовку к экзаменам кандидатского минимума и такую же дистанционную работу над диссертацией. Единственное, соискатель обязан поддерживать связь с научным руководителем и отчитаться о проделанной работе в конце учебного года. Что же касается причин, побудивших руководство академии принимать соискателей через сдачу экзаменов, то необходимо заметить, принципиальное значение имеет специфика конфессионального религиозного образования. С одной стороны, особенности церковных знаний в ней столь значимы, что поступающий на соискание из светского вуза просто не сможет самостоятельно, без специальной подготовки написать такую диссертацию, а принимать его без контроля над его церковными знаниями означает нагружать аспирантуру лишним балластом, ибо отчетность и прохождение предзащит в большинстве случаев будут холостыми. С другой же стороны, путем соискательства пытаются идти слабые выпускники магистратуры, которые не смогли поступить на очный сектор аспирантуры. Иными словами, вступительные экзамены на соискательство призваны лишь проверить качество и подготовленность соискателя заниматься научной работой самостоятельно. Заведующий аспирантурой СПбПДА священник Константин Костромин
Необходимо ли предоставление результатов ЕГЭ при поступлении в семинарию (бакалавриат) для выпускников средних образовательных учреждений прошлых лет? На момент окончания образовательного учреждение ЕГЭ еще не было введено, есть диплом.
Поскольку академия получила государственную лицензию, начат процесс государственной аккредитации, сертификат о сдаче Единого государственного экзамена находится в списке документов, обязательных для поступления. Он предоставляется в случае сдачи ЕГЭ в школе. Более подробную консультацию о вопросах, связанных с ЕГЭ (список предметов, поступление абитуриентов из ближнего зарубежья и т.д.), можно получить в канцелярии по телефону 8 (812) 717-33-51. Редакция сайта
Могу ли я поступить в магистратуру или аспирантуру СПбПДА (очная или заочная форма обучения) или такой возможности для лиц женского пола нет? У меня есть высшее филологическое образование (магистр лингвистики, специализация — языки Библии, СПбГУ) и высшее теологическое образование (бакалавр теологии, ИБиФ), но жажда знаний жива и по сей день, поэтому хотелось бы продолжить обучение в магистратуре (или аспирантуре) СПбПДА.

Поступление в аспирантуру для Вас возможно, на общих основаниях. Летом нужно подать документы и договориться с предполагаемым научным руководителем о теме. В августе нужно будет сдать вступительные экзамены. Подробности можно узнать на сайте http://aspirantura-spbda.ru/

Вопросы можно задать по почте aspirantura.spbda@gmail.com

Священник Константин Костромин, заведующий аспирантурой СПбПДА

Добрый день! Я в этом году закончил заочно Киевскую Духовную Академию. Мне выдали диплом обычный (без степени магистра). Могу ли я с этим дипломом поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию на заочную форму обучения в аспирантуру? На сайте у Вас прочитал, что нужен диплом об окончании Духовной Академии магистра или старого образца до 2010 года. Но я закончил семинарию в 2011 г и в дипломе не написано «бакалавр». На основании его поступил в Киевскую ДА. И в дипломе, который получил после ее окончания тоже не написано «магистр». Как мне быть при поступлении к Вам?
В данный момент в аспирантуру Санкт-Петербургской православной духовной академии могут поступить только выпускники вузов со степенью магистра или специалиста: " 2.2. На основные образовательные программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) СПбПДА на конкурсной основе принимаются православные граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, а также иностранные граждане, имеющие высшее профессиональное образование" Положения об аспирантуре СПбПДА. В соответствии с п. 7 " Положения  о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации" Вы можете быть приняты в аспирантуру академии по ходатайству Ректора Вашего учебного заведения (например, Киевской духовной академии) в случае согласия ректора СПбПДА. Свящ. Константин Костромин, секретарь Ученого совета, зав. аспирантурой СПбПДА
Добрый день, подскажите, пожалуйста, есть ли возможность выпускнику светского учреждения 2015 года (Рязанский Государственный Университет им. Есенина, факультет теологии «Специалист») подать документы для сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру в этом году? Или обязательно наличие диплома Магистра? В Московской Духовной Академии — отказали, мотив отсутствие диплома магистра.

Выпускник светского учебного заведения может поступить в аспирантуру Духовной академии, однако он должен иметь ввиду несколько моментов. Первый - вне зависимости от того, на какую Вы поступаете кафедру, Вам нужно будет выдержать вступительный экзамен по богословским дисциплинам, помимо обычных - философии, иностранного языка и специальности. Второй - Вы должны определиться и договориться с предполагаемым научным руководителем до подачи документов. Третий - обучение/окончание аспирантуры не дает права на рукоположение в священный сан (это возможно только после окончания бакалавриата - семинарии). Четвертый - после окончания обучения обязательно последует распределение Учебного комитета в отдаленную епархию. Кроме того, напоминаю, что аспирантуры духовных академий не выдают документов об окончании государственного образца.

Прот. Константин Костромин, зав. аспирантурой СПбПДА

Подскажите, могут ли на защите магистерской диссертации принять решение о присвоении ученой степени кандидат богословия, если о том есть ходатайство в отзыве рецензента? Возможно ли прикрепление в качестве соискателя ученой степени кандидата богословия церковно-исторической кафедры? Какие необходимы предпринять для этого шаги?

Нет, не может. Присвоение ученой степени, как и в светской системе, возможно только при обучении в аспирантуре или на соискательстве при обязательной сдаче экзаменов кандидатского минимума и защите на диссертационном совете при наличии отзывов ведущей организации и двух официальных оппонентов. Отмеченная на защите магистерская диссертация может быть доработана до уровня кандидатской и защищена с соблюдением перечисленных выше правил.

Поступление на соискание ученой степени на церковно-историческую кафедру возможно для лиц с высшим образованием. Необходимо летом подать документы, в том числе определиться и договориться с предполагаемым научным руководителем, который заполняет соответствующую рекомендацию. В конце августа необходимо сдать вступительные экзамены - по философии, иностранному языку и специальности, а для лиц, не имеющих богословского образования - еще и специальный экзамен по богословским дисциплинам.

Прот. Константин Костромин, зав. аспирантурой СПбПДА

Здравствуйте! Меня зовут Сергей Костюков, я из России, Чувашская Республика, город Новочебоксарск. Я бы очень хотел поступить в Вашу Семинарию. Сей час я учусь в 11 классе и в июне 2016 года буду выпускаться из Средней школы. Свое дальнейшее обучение я бы хотел продолжить в Вашей семинарии. Что мне для этого надо сделать? Хочу очень у Вас учиться. Я помогаю пономарем при Храме Святого Николая Чудотворца, пою на клиросе, читаю Апостола и Шестопсалмие. А также веду Воскресную школу. Свободное владею Английским языком, на данный момент факультативно изучаю Французский язык. Смотрю видеоуроки по греческому языку.Занимаюсь спортом, имею 1 спортивный разряд. Принимаю участие в православных олимпиадах. Каковы шансы на поступление? Надеюсь, что Вы ответите мне. Заранее благодарю. До свидания!

Добрый день!

Что необходимо для поступления, Вы можете узнать здесь: http://spbda.ru/abitur/applicants-for-bachelor-full-time/

Что касается второго Вашего вопроса, то следует сказать, что ни знания языков, ни спортивная подготовка, не являются определяющими при поступлении в Академию. Самым важным фактором является церковность, причем не формальное знание богослужения, поведения в храме, каких-то церковных предметов, хотя и это все очень важно, а именно образ жизни и мышления. Поэтому ничего определенного ответить Вам мы не можем, иначе можно было бы проводить вступительные экзамены дистанционно. Только при личной встрече из общения с Вами приемная комиссия может решить брать Вас или нет.

Помоги Вам Господи. Редакция сайта СПбДА


Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter